Белорусы, кто они? Русь белая, Русь черная и Литва на старинных картах, страница 9

При ретроспективном взгляде на Белоруссию поражает один факт: как эта многострадальная республика, перенесшая сталинский геноцид, миро­вую войну, принесшую колоссальные жертвы и раз­рушения, Чернобыльскую катастрофу, поразившую треть территории, при тяжелых экономических усло­виях, установленных центральными властями СССР зля Белоруссии (из Белоруссии в общесоюзный центр начиная с 50-х годов выкачивается на 40% продук­ции больше, чем из РСФСР из расчета на душу населения), могла оказаться одной из наиболее раз­витых республик СССР и в промышленном, и в сель­скохозяйственном отношении?!

Экономический уровень развития Белорусской республики заметно выше среднего по СССР. Объяс­нение этому феномену — трудолюбие и талант бело­русского народа.

£ • Перед белорусами, точнее, перед передовой об­щественностью стоит важнейшая общенациональная проблема — повышение национального самосознания народа, наращивание центростремительных сил к единству нации при консолидации с этническими общинами других народов, проживающих на его зем­ле, в достижении полной свободы духовного развития для возрождения культуры, традиций, обычаев. -Белорусский народ, как никогда раньше, нуждается в повышении интереса к культуре и истории своей республики, потому что только приобщение к куль­туре и стремление к знанию истории способны ока­зать благотворное влияние на развитие национального самосознания.

2. РУСЬ БЕЛАЯ, РУСЬ ЧЕРНАЯ И ЛИТВА НА  СТАРИННЫХ  КАРТАХ

/При рассматривании старинных карт Европы обращают на себя внимание надписи «Русь Белая», «Русь Черная» и «Литва» (славным обраоом на ■датин-ском языке, соответственно «Russia Alba», -«Russia Nigra», «Lituaniae») в пределах современной этни­ческой территории Белоруссии. Каково происхожде­ние этих надписей? Отражают ли они особенности этногенеза населения этих территорий? Название «Русь Белая» явилось прототипом названия «Бело­руссия» и поэтому представляет особый интере£,§ Если посмотреть на карты 3, 4, 5, 9, 10, 14, нетрудно' увидеть, чтояйзвания «Русь Белая» и «Русь Черная» географически неустойчивы, носят подвижной харак­тер, т. е. относятся к различным территориям и наро­дам-Гак, на карте 1539 г. (3) надписв£«1>усь Белая» дана на севере Новгородского княжества (республц^ ки), надпись «Русь Черная» — в районе Псковщинылк На карте 1540 г. (4) надпись попадает на сев*ёр\ Украины, между Десной и Днепром. На карте 1575 г. (5) г. Москва отнесена к Руси Белой. На карте 1687 г. (9) и 1711 г. (10) надпись «Русь Белая» размещается на Полоцкой земле, надпись «Русь Черная» на карте (10) —на западной части Моско­вии, на карте 1750 г. 11,4) — на юго-западе Белорус­сии. Таким образом, Свели основываться формально на данных упомянутых старинных карт без их все­стороннего анализа, возникает вывод о том, что надписи «Русь Белая» и «Русь Черная» на раннем историческом этапе не были названиями, характери­зующими в достаточной степени одну определенную общность населения, так как относились к разным славянским племенам, исторически в неодинаковой степени претерпевшим ассимиляцию с угро-финскими и балтекими племенами. Однако такой вывод был бы преждевременным и не совсем верным. Прежде всего следует учесть точность карт до появления карто­графических проекций Меркатора (приблизительно до XVII в.) и уровень коммуникативности информа­ции того времени. Очевидно, что достоверность карт того времени была низкойуНеобходимо учесть и то, что в название «Russia Albaj» разными авторами карт вкладывались различные понятия. Например, на карте 2 надпись дана в религиозном контексте «Russia Alba sive Muscova», что означает «Греческое православие юш. Московия» (Ostrowski В., 1971)sk * ^£уществуют различные гипотезы прсйПЗсождения названий «Русь Белая» 1л «Русь Черная». По объяс­нению^ одних, Руоь Белая характеризует территорию, полностью принявшую христианство на ранней стадии крещения. В противоположность ей Русь Черная характеризует территорию, принявшую христианство значительно позднее. По объяснению других, Русь Белая — свободная территория, политически незави­симая, в частности от монголо-татар. По толкова­нию третьих — по внешним признакам в одежде или пигментации антропологического типа населения (цвет волос, цвет глаз). Каждое из этих толкований не бесспорно и имеет право на существование. Одна­ко наиболее достоверной представляется вторая гипо­теза. Именно эта часть территории была свободной от монголо-татарского ига и имела  относительную независимость от соседних держав. В результате анализа большого числа старинных карт (по XVIII в. включительно) оказалось, что надпись «Русь Белая» в большинстве случаев размещается в восточной части этнической Белоруссии (Ширяев-~&~ Б.-,—4ДОв), на одних картах южнее &£), на других севернее Х#г^в^ на третьих, уже в более позднее время, с охватом не только всей восточной, но и централь­ной части страны tf%of**<£%6?-?M?'?*i5). Размещение надписей за пределами этнической Белоруссии встре­чается сравнительно редколИз карт 24, 26, 27, 31, 35 следует, что!надпись «Liffiauen» или «Littauen» (Лит­ва) также меняет свое местоположение. Надпись характеризует больше административное или гео­графическое деление территории, чем этническую общность населения. Она охватывает на северо-запа­де немцев и литовцев (аукштайтов), на. востоке, в центре и на юге белорусов (чернорусов)