Белорусы, кто они? Русь белая, Русь черная и Литва на старинных картах, страница 14

Убедительным доказательством того, что главным фактором в вопросе славянизации балтов был соци­ально-экономический и культурный уровень развития белорусов, является то, что фактически во все время существования княжества до Люблинской унии и даже позднее просвещение, наука, искусство, ремесла развивались главным образом на белорусских землях. Большинство деятелей культуры также родились на этих землях. Все центры, в которых совершались важнейшие государственные, исторические и куль­турные события в княжестве, находились на совре­менной территории этнической Белоруссии: первая столица княжества — Новогородок (Новогрудок), вторая столица и резиденция князей — Троки (Тра-кай), третья и последняя (с 1323 г.) столица — Вильно (Вильнюс), «малая столица» княжества — Несвиж (он же родовое имение династии Радзивил-лов — князей и канцлеров княжества), место съезда депутатов Великого Сейма — Слоним, место заключе­ния первой унии с Польшей в 1385 г.— Крево, ряда последующих уний — Гродно, место заключения унии между православной церковью и Ватиканом в 1596 г.— Брест, основное количество учебных заведений (православные и католические коллегии) — Полоцк, Несвиж, Орша, Вильно, Гродно, Новогрудок, Витебск, Могилев, Мстиславль и другие, основное количество типографий — Вильно, Брест, Минск, Ивье, Лоск (около г. Молодечно), Слуцк, Любча, Заблудово и другие, место создания одного из знаменитых театров XVIII в., художественных мастерских и первых карт княжества, в том числе Москвы в начале XVI в. (карта 8),— Несвиж.

Очень важным является тот факт, что белорус­ский (старобелорусский) язык с конца XIV в. стал официальным языком делопроизводства княжества. Первый документ на польском языке появился лишь в 1523 г. На белорусском языке было написано немало сочинений исторического и публицистического содер­жания. Особо следует отметить обширную летописно-хроникальную литературу — так называемые Литов­ские летописи.

Спад в развитии белорусского языка и литера­туры, наступивший после запрета его польскими влас­тями в качестве государственного, не сказался на культуре в целом. Белорусские деятели культуры и науки, как об этом говорилось выше, перешли на польский язык. Раздел Речи Посполитой (когда княжество вошло в состав Российской империи) не оказал особо стимулирующего воздействия на разви­тие белорусского языка и литературы. Одна из при­чин была связана с восстанием народа против наси­лий и жесткостей царского режима и крепостни­чества. Налоги в белорусских губерниях в 4—5 раз были выше, чем в русских. Такое различие вызвано тем, что в Белоруссии налоги брались в звонкой монете, в России — ассигнациями. По курсу того времени 100 рублей ассигнациями соответствовали 22 серебряным рублям. Кроме того, на Белоруссию оказал негативное шгаяние высокий процент рекру­тирования в армию на 25 и 20 лет мужского населе­ния (в княжестве армия была наемная, профессио­нальная). Все это привело к значительному обнища­нию крестьянства. Оно не могло оправиться до самого конца существования царской России. После восста­ний в конце XVIII— начале XIX в. был запрещен (в 1840 г.) Статут Великого княжества Литовского, написанный на старобелорусском языке и действо­вавший с 1529 г. Тогда же была ликвидирована униатская церковь, получившая в Белоруссии повсе­местное распространение, в которой состояло более 70% населения. Последствия восстания 60-х годов прошлого столетия, проявившиеся в жестоком нака­зании многих его участников, значительно подорвали развитие молодой возрождающейся белорусской литературы, был запрещен белорусский язык. Многие выдающиеся деятели науки и культуры были казне­ны, сосланы в Сибирь или выехали за пределы Родины (Запрудник Я., Бэрд Т. Э., 1980). Могла ли происхо­дить белорусизация литовцев в XIX в. после раздела Речи Посполитой, учитывая вышеизложенные собы­тия? Ясно одно: о престиже белорусского языка среди литовцев и тем более поляков говорить не приходится. Следует полагать, что если и происхо­дила белорусизация литовцев, то незначительная. В этом случае можно говорить лишь о некотором возрождении белорусской культуры, вернее, возвра­щении ополяченной белорусской шляхты, интелли­генции в лоно своей нации. В этой связи важно обратиться к данным переписи населения 1897 г., отражающим в определенной степени то состояние, которое существовало до раздела Речи Посполитой.