Белорусы, кто они? Русь белая, Русь черная и Литва на старинных картах, страница 22

Проведенный сравнительный анализ большого чис­ла старинных политико-административных карт, изо­бражающих  разные  периоды  существования  старо­белорусской государственности   (первоначально  По­лоцкое княжество, затем Великое княжество Литов­ское,   Русское,   Жемайтское),   и   демографических, этнографических,  лингвистических,   диалектологиче­ских, дозиметрических, антропологических и других карт, характеризующих белорусский  этнос  начиная с середины XIX в., позволил достаточно полно и до­стоверно  оценить  как  отдельные  исторические  мо­менты   из   жизни   белорусского   народа,   так   и   его этнографию. При этом анализ показал, что некоторые карты заметно различаются по своей достоверности и точности отображенной на них информации в за­висимости от того, когда, где и кем созданы. Карты, созданные  без  применения  математических  проек­ций, к которым главным образом  относятся карты до   появления   проекции   Меркатора   (примерно   до XVII в.),   в   ряде   случаев   содержат   существенные ошибки в представленных на них сведениях. Из числа проанализированных и использованных в книге карт наибольшей достоверностью и точностью отличаются немецкие,   австрийские,   голландские   и   английские карты. По этим качествам близки к ним русские карты начиная с Петровского времени. Тенденциозны, не­объективны в освещении истории княжества и особен-но белорусского этноса многие польские карты. Ша большинстве польских дозиметрических карт, создан­ных в 20—30-е годы XX в., даны значительно пре­увеличенные сведения о численности польского на­селения    на    территории    этнической    Белоруссии. Авторы этих карт относили к польской националь­ности белорусскоязычное коренное население только на том  основании,  что  они  принадлежали  к  като­лической церкви  («польской веры»), что с научной точки зрения является совершенно неверным. Пред­ставленные в книге русские дореволюционные кар­ты   в   основном   объективно   отражают  белорусский этнос. В отличие от них на советских картах начиная с 30-х годов сведения о белорусском этносе в Смо­ленской области и в западной части Брянской об­ласти  фальсифицированы.   Они  существенно  расхо­дятся с этнографическими картами, составленными до революции,  а также с картами  первого десяти­летия Советской власти.

Современные карты начиная с третьего десяти­летия XX в. задействованы в книге мало на том основании, что в большинстве случаев на их создание оказывалось прямое или косвенное политическое давление со стороны диктаторских режимов агрес­сивных государств, фальсифицировавших историю и этнографию   в   ряде   случаев   до    неузнаваемости. Можно лишь упомянуть использованный в работе австрийский лингвистический атлас, созданный в 1934 г. (до объединения Австрии с фашистской Германией), а также некоторые польские лингвисти­ческие карты двух последних десятилетий по Бело-стокскому воеводству, созданные Академией наук Польши, характеризующиеся объективностью и на­учной достоверностью в исследовании и отображении восточнославянских языковых особенностей населе­ния восточной части воеводства. При сопоставлении политических границ Белорусской ССР с этническими границами, показанными на этнографических картах, составленных в западноевропейских странах и в Рос­сии, оказалось, что территория Белоруссии обрезана со всех сторон, особенно значительно с востока (карты-в9;-49г"5в-. ■£*)• Исключение составляет юго-запад Брестской области, где на большинстве карт обозначено преобладание полесских говоров, близ­ких к говору украинскоязычного населения. Причины, приведшие к такому расхождению этнических границ с политическими, связаны с экспансионистской поли­тикой соседей Белоруссии, за исключением Украины, стремившихся к расширению своей территории; по­литическими сделками, заключаемыми между собой агрессивными тоталитарными режимами, во владении которых находилась белорусская земля; ошибками, связанными с нарушением преемственности истори­ческих названий, переименованием географических районов и самого населения этих территорий^

В восьмом томе «Нового энциклопедического сло­варя» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, хорошо извест­ного в дореволюционное время в России, о тогдашнем белорусском движении, имеющем много общего с современным, написано следующее: «Довременное белорусское движение есть не что иное, как возрож­дение. Белорусы имеют серьезное историческое прошлое и период их наивысшего расцвета отно­сится к отдаленному времени принадлежности к Ве­ликому княжеству Литовскому. ...проявления бело­русского движения неизменно отличаются одной чертой: демократизмом. Демократизм является при­чиной того, что в главном течении движения совер­шенно отсутствуют элементы национального шови­низма, что ему чужда человеконенавистническая тен­денция, несмотря на зарождение в последние годы новых течений — клерикально-национального и край­не правого, близкого к всероссийскому националь­ному союзу,— национальное пробуждение белорусов в целом характеризуется тем, что оно противодей­ствует шовинистической работе, которую ведут в Бе­лоруссии 2 враждебных лагеря: русские и польские националисты,  православное  и   католическое  духовенство».