Белорусы, кто они? Русь белая, Русь черная и Литва на старинных картах, страница 13

Уже в раннем средневековье в древнебелорусских княжествах существовала достаточно развитая куль­тура литературного творчества (главным образом летописание). До наших дней дошли имена ряда крупных просветителей и писателей того времени. Прежде всего следует назвать Евфросинью Полоцкую (около 1110—1173 гг.), просветительницу и писатель­ницу, собравшую богатейшую библиотеку старинных рукописей, и Кирилла Туровского (около ИЗО— 1182 гг.), писателя и проповедника, автора поучений, молитв, канонов. Результаты их деятельности, а так­же просветителей последующего времени, несомнен­но, оказали прогрессивное влияние на культурную жизнь Великого княжества Литовского.

Необходимо учесть, что в средние века в горо­дах Белоруссии было высоко развито искусство ремесла. Среди белорусов, составлявших не менее 80% горожан, были искусные мастера. Уже в XVI в. насчитывалось около 50 ремесленных специальностей. Они создавали всевозможные орудия труда, обувь, оружие, строили и украшали замки, церкви, костелы, ратуши, изготовляли бумагу, печатали и оформляли книги (Подокшин С. А., 1981).

С развитием ремесла белорусские города стано­вились центрами торговли. Белорусские купцы вели активную торговлю с городами России, Украины, Польши, Прибалтики, а также с более дальними странами — Венгрией, Румынией, Молдавией, Тур­цией и некоторыми странами Западной Европы. Молодежь выезжала на учебу в университеты Крако­ва, Праги, Падуи, Болоньи, Лейпцига, Виттенберга, Кенигсберга и др. Белорусским городам присуще раннее развитие демократических институтов. На карте 22, событийно относящейся к XIII в., в районе г. Полоцка видна надпись «Полоцкая Республика». В Полоцке уже в XI в. существовал вечевой строй (Алексеев Л. В., 1966). Начиная с XIV в. белорусские города добивались самоуправления на основе магде-бургского права —Брест (1390), Гродно (1391), Слуцк (1441), Полоцк (1498), Минск (1499), Моги­лев (1561), Витебск (1597). Для управления горо­дом избиралась рада. Во главе рады стояли два бурмистра, которые вместе с радой и судебными исполнителями составляли магистрат. В функции магистрата входили судебно-исполнительская власть, сбор налогов, контроль за торговлей, нравами горо­жан и т. д. (Подокшин С. А., 1981).

Все эти достижения белорусских городов, несом­ненно, оказывали благотворное влияние на процесс славянизации балтов. Учитывая вышеизложенное и тот факт, что проникновение христианства, а вместе с ним и просвещения на земли балтов было довольно поздним (окончательно христианство принято только в XIV в.), можно сделать вывод, что процесс славяни­зации балтов шел главным образом через города, состоящие преимущественно из славянского (древне­русского) населения. Деревенское население состав­ляли в основном балты. По-видимому, белорусский язык формировался путем смешения господствовав­шего древнерусского языка в городах с балтским в деревне. В этом случае, естественно, доминировал древнерусский язык. Характерно, что граница бело­русского этноса совпадает с ареалом балтской гидронимики. Не случайно отличительные признаки белорусского языка имеют балтское происхождение. Следует обратить внимание, что ко времени, указан­ному на картах 17, 18, население значительной части территории Литвы в период образования княжества уже было полиэтническим, оно состояло из балтских и восточнославянских народов (районы Вильно, Ошмян, Сморгони, Вилейки, Крево, Молодечно, Лиды и др.).