Белорусы, кто они? Русь белая, Русь черная и Литва на старинных картах, страница 5

Заметный вклад в культурное и революционж прошлое внесен белорусскими деятелями в ж из* далеких стран, лежащих на других континента: Особо следует выделить Тадеуша Костюшко, от.и чившегося в войне за независимость в Северно Америке (1775—1783), которому было присвоен звание генерала, установлены памятники в Вашингтс не, Чикаго, Кливленде, Милуоки, его именем назва город, в Австрийских Альпах — главная вершин материка.

В странах Дальнего Востока (Япония, Маньчжу рия и др.) известен талантливый дипломат, писател! и ученый (природовед, полиглот) И. А. Гошкевич оказавший большое влияние на культуру и государ ственную жизнь Японии, способствовавший своим» трудами выходу страны из самоизоляции в мир запад­ной цивилизации. В память о нем отмечаются юби­лейные дни благодарной Японией.

Заметный след в естественных науках и экономи­ческой жизни Южной Америки оставил выдающийся ученый Игнатий Домейко. За большие заслуги перед Чили он объявлен национальным героем. Его именем названы город и горный хребет в Андах. Мировое признание его научных достижений нашло отраже­ние в ряде областей науки: в геологии — в названии минерала домейкит, в биологии — фиалки «домей-кианы», в зоологии — моллюска наутилус домейкус. ^Большинство деятелей науки, культуры и государ­ственных деятелей княжества вышли из среды бело­русских магнатов и шляхты, что для того времени было естественным, учитывая их возможности в полу­чении образования. В отличие от простого люда (крестьянства, ремесленников) дворянство подверг­лось наибольшему влиянию польской культуры. Глав­ная причина заключалась во введении с 1697 г. польского языка в качестве единого государственного. Эти административные меры польских властей преследо­вали цель быстрейшей полонизации белорусского населения путем распространения польского языка и польской культуры. Польский язык стал не только единым государственным, но и основным литератур­ным. Это привело к тому, что знание польского языка считалось престижным и необходимым для всякого, кто стремился стать культурным человеком. Влияние языка, культуры и особенно насаждение католицизма на белорусских землях способствовало полонизации не только белорусского дворянства, но частично и крестьянства. Однако последние благодаря сопротивлению католической экспансии, а также вследствие ограниченных возможностей в получении образования (обучение велось только на польском) сохранили свой язык и культуру де сих пор практи­чески по всей этнической территории Западной Бело­руссии, включая Виленский район (Литовская респуб-лика)л__Белостотчину (Польша).

г несмотря на значительную полонизацию белорус­ского дворянства, нет оснований считать их поляками и тем более отрицать их белорусское происхождение. ^ t Анализ исторических архивных материалов и ли­тературных источников по генеалогии магнатских родов, а также анализ происхождения известных деятелей науки и культуры, родившихся на территории Белоруссии, показывают, что почти все они являются белорусами или имеют белорусские корни. К белорус­ским магнатским родам относятся Сапеги, Глебовичи, Валовичи, Тышкевичи, Острожские, Друцкие^Соло-мерецкие, Огинские, Дорогостайские и др. УБолышш влиянием в Великом княжестве Литовском пользова­лись магнатские роды литовского происхождения, обе-лорусившиеся еще в период независимости княжества от Польши, усвоившие белорусскую культуру и язык,— Радзивиллы, Олельковичи, Гольшанские, Пацы и др. Основным фактором, игравшим опре­деленную роль в полонизации белорусского дворян­ства, бравшимся в расчет польскими властями, было принятие ими католицизма и польского языка. Одна­ко известно, что некоторые магнатские роды и многие среди шляхты, приняв католицизм и польский язык в качестве литературного, использовали в своем общении у себя дома, на родине, белорусский язык. По данным переписи населения 1897 г., многие бело­русские дворяне записали в качестве родного белорус­ский язык. Например, в Виленской губернии более 1/Узсех дворян признали белорусский язык родным (приложение № 1). При этом католицизм, имевший широкое распространение среди многих народов Европы, не должен был браться в расчет при опреде­лении нации.'