Проектирование дорог для движения транспортных потоков как путь повышения эффек­тивности работы автомобильных дорог. Взаимодействие автомобилей в транспортном потоке. Макроскопические теории транспортного потока, страница 9

При низкой интенсивности водители выдерживают желаемые скорости движения, которые они считают безопасными и удобны­ми в данных дорожных условиях с учетом динамических и тормоз­ных качеств автомобиля. Транспортный поток представляет собой отдельно движущиеся автомобили, не оказывающие влияния друг на друга. Большую часть времени водители движутся в свободных условиях, очень редко совершая обгоны и другие сложные манев­ры. Действия водителей определяются преимущественно дорож­ными условиями. Некоторые водители движутся со скоростями, близкими или даже превышающими расчетные скорости для дан­ной дороги (табл. 1.4). Такие условия движения называют свобод­ными. Они наблюдаются, как правило, в вечерние и ночные - часы на дорогах высоких технических категорий и большую часть суток на дорогах низких категорий.

Наиболее типичной причиной дорожных происшествий при низ­ких интенсивностях является потеря управления, вызванная пре­вышением скорости движения (рис. 1.11). Малоопытные или устав­шие водители в этом случае чаще всего попадают в происшествия на участках дорог, где требуется снижение скорости, необходимое для безопасного проезда.

С ростом интенсивности меняются условия движения и состоя­ние транспортного потока. Все чаще наблюдается движение автомобилей группами.

Таблица 1.4

Расчетная скорость, км/ч

Количество водителей, превышающих расчетную скорость, %

Обеспечен­ность, которой соответствует расчетная скорость, %•

Расчетная скорость,

км/ч

Количество водителей, превышающих расчетную скорость, %

Обеспечен­ность, которой соответствует расчетная скорость, %

50

60

80

10

8

6

90

92

94

100

120

150

5

 0,1

 0

95

99,9

100

Рис. 1.11. Влияние загрузки дороги движением на количество и вид дорожно-транспортных происшествий:

а—зависимость относительной аварийности от коэффициента загрузки; б—влияние за­грузки дороги движением на вид происшествий;

/—по данным Б. Б. Анохина [2]; 2— по данным автора; 3 — взаимное столкновение; 4— потеря управления; 5 — неправильный обгон

Водители легковых автомобилей или автомо­билей, имеющих высокие динамические качества, после догона мед­ленно движущихся автомобилей вынуждены снижать скорость и двигаться с пониженными скоростями, изыскивая возможность со­вершения обгона. Наиболее характерной причиной дорожных про­исшествий в этих случаях являются ошибки водителей при совер­шении маневра обгона или объезда (см. рис. 1,11, б). Движение в группе автомобилей также ставит перед водителем ряд сложных задач по управлению автомобилем и принятию правильных реше­ний. При этом в аварийную ситуацию попадают водители, которые совершают обгоны в неблагоприятных для этого маневра услови­ях движения. Например, выезд на обгон автопоезда большой дли­ны при наличии встречных автомобилей связано с риском.

По мере дальнейшего увеличения интенсивности движения на дороге возможность совершения обгонов резко снижается и они становятся невозможными. Сравнительно высокие скорости движе­ния поддерживаются лишь за счет доуплотнения транспортного потока или разрежения потока при съезде с дороги значительно­го числа автомобилей. Движение происходит при взаимном влиянии автомобилей друг на друга. Резко снижаются удобства работы водителей, дорожные сооружения работают с большой нагрузкой, повышается их износ и снижается срок службы.

Дальнейшее увеличение интенсивности движения приводит к появлению непрерывного транспортного потока. Наблюдается край­не неравномерное движение потока автомобилей с низкими скоро­стями и частыми остановками. Движение в таком потоке требует от водителя особенно повышенного внимания, значительную часть