Проектирование дорог для движения транспортных потоков как путь повышения эффек­тивности работы автомобильных дорог. Взаимодействие автомобилей в транспортном потоке. Макроскопические теории транспортного потока, страница 4

Рис. 1.7. Изменение   интенсивности движения в течение суток (будни) на дорогах:

/—I категории; 2—111 категории; 3— V категории

Закономерности    изменения интенсивности и состава движе­ния в течение года. Наиболее существенные колебания интен­сивности наблюдаются по сезонам года (рис. 1.8). Эти колеба­ния вызваны изменением хозяй­ственной деятельности, проведе­нием посевных кампаний и сбором урожая, неравномерным исполь­зованием личных автомобилей, наличием периода массовых от­пусков. Особенно заметно изменяется интенсивность движения на курортных дорогах, резко повышаясь в летний период.

На дорогах, проходящих через сельскохозяйственные районы, на­блюдаются ярко выраженные два пика в весенний период (посев­ная) и осенний период (вывоз урожая). Наибольшая интенсивность на всех дорогах наблюдается в августе.

Рис. 1.8. Изменение интенсивности движения в

течении  года:

1-в пригородной зоне больших городов;

2-в промышленных районах; 3-в сельско-

хозяйственных районах; 4-на курортной дороге

Изменение интенсивности движения по годам. Изучение и на­копление данных по изменению интенсивности по годам имеет большое значение при разработке эффективных моделей прогнози­рования интенсивности движения. Анализ результатов обследова­ния дорог,

проводимых кафедрой проектирования дорог МАДИ в течение последних 15 лет [43], показал значительное различие закономерности изменения интенсивности движения по годам' на дорогах, проходящих в различных районах и различных по значе­нию дорогах. Это отмечалось также в работах проф. В. Ф. Бабко-ва, Н. Ф. Хорошилова, В. Е. Кагановича, М. Ф. Смирнова, Ю. С. Крылова, Ю. М. Санникова, В. К. Пашкина и др.

Наиболее резкий рост интенсивности движения наблюдается на участках, проходящих в районах с высокой плотностью населе­ния и в промышленных районах. На участках, проходящих через сельскохозяйственные районы, рост интенсивности незначителен. Отмечено изменение темпов роста интенсивности движения с го­дами для одной и той же дороги. Для описания кривой изменения этих темпов может быть применено уравнение следующего вида:

ΔNT = atb + ctd .                                                                                             (1.12)

где а, b, d. — эмпирические коэффициенты; t годы.

Н. Ф. Хорошилов предложил эмпирическую зависимость для определения ежегодного темпа относительного прироста интенсив­ности

                                                                                   (1.13)

где а и b эмпирические коэффициенты, определяемые в зависимости от пер­воначального темпа относительного прироста.

Первоначальный темп относительного при­роста, % ............... 10     12     14     16     18     20

Значения а ...............                                                                     3,7     3,1    2,5    1,9   1,3    0,7

»           b ...............                                                                    6,3    8,9    11,5  14,1 16,7 19,3

Исследование этой функции показывает, что она имеет разрыв в начале. Поэтому формула (1.13) может быть применена только при интенсивностях более 250 авт./cут.          

Для большинства дорог характерны первоначально невысокие темпы роста интенсивности с последующим резким их увеличе­нием. На дорогах, расположенных в пределах агломератов, наблю­дается постоянный  высокий темп роста интенсивности. При этом средняя величина составила 10—12%. Средние темпы ежегодного прироста интенсивности движения на дорогах различных категорий приведены в табл. 1.1.

На темпы роста интенсивности движения большое влияние оказывает развитие экономики района проложения дороги.

Таблица 1.1

Районы  проложения  дороги

Ежегодный прирост интенсивности движения, %, по категориям дорог

I

II

III

IV

V

Агломераты

Промышленные районы Сельскохозяйственные районы

16

14,5 10

12

10

 7

10

8

4

3

 2

1,5

3

2

1,0