Проектирование дорог для движения транспортных потоков как путь повышения эффек­тивности работы автомобильных дорог. Взаимодействие автомобилей в транспортном потоке. Макроскопические теории транспортного потока, страница 31

Рис. 11.37. Распределение интерва­лов во времени  на многополосных дорогах:

1 — на четырехполосной; 2 — на шестипо­лосной; 3 — на восьмиполосной  (вход в город)

Рис . II.35 Зависимость скорости от интенсивности движения на шестиполосной автомагистрали (по данным А. Н. Красникова):

а – для всего потока в одном направлении;

б – для отдельных полос движения;

1, 2, 3 – соответственно крайняяправая, средняя и крайняя левая полосы, по которым движутся 5, 45 и 94 % легковых автомобилей соответственно

 
 


движения (рис. 11.35). Для ше­стиполосных   автомагистралей А.Н. Красниковым [35] было получено следующее уравнение:

υ = 72,3 — 0,0081 N,                                 (11.37)

где N — суммарная интенсивность дви­жения в одном направлении шестиполос­ной автомагистрали, авт/ч.

Уравнение (11.37) справедли­во при интенсивности движения в одном направлении от 650 до 1500 авт/ч. Характерно, что на многополосных   автомобильных магистралях снижение скорости при увеличении   интенсивности менее заметно, чем на дорогах с двумя полосами движения.

Скорости движения на раз­личных полосах движения отли­чаются, возрастая от правой по­лосы к левой (см. рис.11.35, б);

для крайней правой полосы

υ1 = 58,5 — 0,0092 N1;                                                         (11.38)

для средней полосы

υ2 = 77,0 — 0,0257 N2;                                                                     (11.39)

для крайней левой полосы

υ3 = 75,5 — 0,0.364 N3.                                                        (11.40)

Уравнения справедливы при интенсивностях   движения по каждой полосе от 200 до 700 авт/ч. Обнаружена большая раз­ница в скоростях движения меж­ду крайней правой и средней

полосой, чем между средней и крайней левой (см. рис. 11.35). Такое различие обусловлено влиянием состава потока.

Зависимость «скорость — плотность» для автомагистралей с шестью полосами движения носит криволинейный характер (рис. 11.36). На шестиполосных автомагистралях влияние плотности на скорость движения менее существенно, что можно объяснить боль­шей свободной для маневрирования.


Полученные А. Н. Красниковым зависимости «интенсивность — плотность» показывают, что величина пропускной способности одной полосы составляет для четырехполосных дорог 1850, для шестиполосных дорог 1950 авт/ч.

Рис. 11.38. Распределение интервалов во времени для отдельных полос движе­ния шестиполосной автомагистрали (по данным А.Н. Красникова):

а _ крайняя правая полоса; б — средняя полоса; в — крайняя левая полоса;

1 — фактическая кривая; 2 — теоретическая кривая  (гамма-распределение)

Распределение интервалов по времени. Как и на двухполос­ных дорогах, на многополосных дорогах преобладают интервалы небольшой продолжительности (рис. 11.37). Форма кривой рас­пределения зависит от интенсивности и изменяется по полосам движения (рис. 11.38).

Маневрирование автомобилей на автомагистралях. Изучение закономерностей маневрирования имеет большое значение для правильного выбора мест установки указательных знаков.

Рис. 11.39. Частота маневрирования на различных автомагистралях [34, 94, 109]:

а — четырехлолосной; б — шестиполосной; в — восьмиполосной;

1 — смена полос 1—2;  2 — смена полос 2—1;  3 — смена полос 2—3;  4 — смена полос 3—2;

5 — смена полос 4—3;  6 — смена полос 3—4 (1— крайняя правая полоса; 2,3— полосы; 4 — крайняя левая полоса)


Рис. 11.40. Характеристики маневров смены полосы на автомагистралях:

а—на четырехполосных; б—на шести­полосной (номера полос возрастают от обочины)

 Основной вид маневра на многополосных автомагистралях — смена полосы движения. Этот маневр чаще всего выполняется для съезда с автомагистрали или объезда медленно движущегося автомобиля. Частота и виды маневров зависят от загрузки авто­магистрали движением и расстояния до съезда с автомагистрали (рис. 11.39). На частоту маневров оказывает влияние распределе­ние интервалов.  Интервалы по длине, принимаемые водителем при смене полосы движения, приведены в табл. 11.11 и на рис. 11.40.