Проектирование дорог для движения транспортных потоков как путь повышения эффек­тивности работы автомобильных дорог. Взаимодействие автомобилей в транспортном потоке. Макроскопические теории транспортного потока, страница 2

Последовательность расчета характеристик случайной функции скорости по известным характеристикам случайной функции продольного профиля следую­щая [17]:

определяют математическое ожидание скорости движения

mv(t)=                                                                         (1.3)

где а0,и 60—переводные коэффициенты;

по корреляционной функции р(τ) определяют спектральную плотность про­дольного профиля

                                                                    (1.4)

определяют квадрат модуля частотной характеристики

                                                               (1.5)

определяют спектральную плотность скорости движения

                                                                        (1.6)

по спектральной плотности Sv(ω) определяют корреляционную функцию скорости

                                                               (1.7)

Эта методика позволяет получить средние показатели условий движения на маршрутах большого протяжения.

По величине математического ожидания скорости и корреля­ционной функции скорости можно оценивать необходимость при­менения средств организации движения, позволяющих уменьшить величину колебания значений скорости. Такой же анализ случай­ных изменений с позиции теории случайных функций можно сде­лать для таких характеристик, как траектории движения, ускоре­ние и др.

При движении автомобиля по горизонтальному участку (т. е. при отсутствии влияния продольного профиля) наблюдается лишь «шум» скорости, т. е. небольшие колебания величин скоростей дви­жения, вызванные действиями водителей, случайным влиянием сил сопротивления движению и т. п. При наличии продольных уклонов и кривых в плане появляются резкие изменения функции скорости, которые носят постоянный характер и наблюдаются у всех авто­мобилей.

При этом сохраняется и «шум» скорости около ее средней ве­личины, зависящей от геометрических элементов дороги.

Из приведенного выше описания методики определения пара­метров случайной функции видно, что влияние на эти параметры геометрических элементов дороги наиболее существенно по срав­нению с влиянием других случайных факторов. При движении по­тока автомобилей будем иметь семейство случайных функций для отдельных автомобилей.

Для более детального выяснения характера изменения случай­ной функции скоростей движения вдоль дороги как показателя безопасности движения представляется интересным изучить спект­ральный состав функции скорости. При этом критерием будет слу­жить дисперсия этой функции.

Такое разложение может быть выполнено на основе преобразо­вания Фурье [17]. Практически любая функция может быть заме­нена серией синусоид.

Можно выделить следующие группы случайных факторов, воз­действующих на автомобиль: наличие на дорогах различных води­телей (вызывает «шум» скорости); различие технического состоя­ния и динамических качеств автомобилей (вызывает «шум» скоро­сти и ускорения); изменение климатических условий (вызывает изменение скорости); изменение дорожных условий (постоянный «фон», накладывающийся на «шум» скорости).

Кроме этих факторов, значительное влияние на скорость ока­зывает наличие на дороге средств организации движения. По дли-де дороги эти средства располагаются случайно.

Каждый водитель, проезжающий по дороге, воспринимая слу­чайный поток информации, изменяет режим движения автомоби­ля. Такой поток можно рассматривать как простейший, подчиня­ющийся закону Пуассона.

-, Случайный характер изменения элементов дороги и характе­ристик движения потоков автомобилей указывает на возможность использования теории случайных функций, при этом широкое при­менение может найти развивающаяся теория нестационарных случайных процессов.

I. 2.ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

Важнейшей характеристикой транспортного потока является интенсивность движения, величиной которой определяются значи­мость дороги, геометрические элементы, требуемый уровень орга­низации движения, финансирование службы эксплуатации доро­ги и т. п. Величина интенсивности движения используется на всех этапах проектирования дорог и при выборе средств и методов ор­ганизации движения. Интенсивность движения меняется случай­но как во времени, так и в пространстве (по длине и ширине до­роги).