Проектирование дорог для движения транспортных потоков как путь повышения эффек­тивности работы автомобильных дорог. Взаимодействие автомобилей в транспортном потоке. Макроскопические теории транспортного потока, страница 14

Рост интенсивности движения более расчетной объясняется прежде всего неправильным прогнозированием перспективной интенсивности движения, что приводит к резкому увеличению плотности и снижению скорости движения. Типичной ошибкой является также ошибка в прогнозе перераспределения транспорт­ных потоков по элементам сети автомобильных дорог и на парал­лельных дорогах. Такая ошибка приводит к перегрузке движением одних элементов сети, к недогрузке других и неправильному вы­бору мест устройства транспортных развязок. Наиболее серьезной ошибкой, допускаемой при проектировании дорог, является отсут­ствие возможности стадийного совершенствования дороги по мере роста интенсивности движения. Недоучет этого приводит к за­стройке полосы отвода и неправильному выбору ее ширины. Поэтому любые работы по уширению земляного полотна требуют больших затрат: Частой ошибкой является отсутствие дополни­тельных полос, позволяющих значительно снизить плотность транспортного потока на полосе движения.

Чтобы устранить указанные ошибки, часто прибегают без соот­ветствующих обоснований к устройству трех полос движения. Та­кие дороги, несомненно, позволяют улучшить условия движения, но требуют высокого уровня и большой культуры организации дви­жения. Дороги с тремя полосами движения из-за отсутствия долж­ного обоснования иногда устраивают по направлениям, где долж­ны быть построены четырехполосные автомагистрали с раздели­тельной полосой.

Характерной ошибкой недостаточного учета движения транс­портного потока является устройство (или сохранение) железно­дорожных переездов при высокой интенсивности движения. Это приводит к значительным потерям времени всеми транспортными средствами потока. Часты ошибки и при выборе и размещении средств организации движения. Наиболее характерной из них является отсутствие опережающей информации водителей о наз­начении каждой полосы движения. Иногда эта информация дает­ся непосредственно на пересечении, когда водитель уже не имеет возможности совершить маневр для выбора нужной полосы дви­жения.

Перечисленные выше ошибки, вызванные недостаточным уче­том движения транспортного потока, приводят к снижению ком­фортабельности движения по дороге, большим потерям времени, а часто и к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому пере­ход на проектирование дорог для движения транспортных потоков имеет большое практическое значение. Необходима всесторонняя оценка запроектированной дороги с использованием большого чис­ла критериев, позволяющих выявить соответствие рассматривае­мого проекта требованиям транспортных потоков и безопасности движения. Важнейшим условием проектирования дорог для пропуска транспортных потоков должно стать обеспечение возможности стадийного совершенствования проектируемой дороги по мере роста интенсивности движения.

Учет требований движения транспортных потоков при проекти­ровании дорог является важным условием повышения производи­тельности автомобильного транспорта, ускорения доставки грузов и пассажиров, повышения комфортабельности движения, сущест­венного снижения аварийности.

ВЛИЯНИЕ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЙ НА РЕЖИМ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ

II. 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

При разработке теоретических моделей транспортных потоков большое значение имеет экспериментальное изучение движения потоков автомобилей в реальных дорожных условиях, позволяю­щее получить общее представление о физической сущности про­исходящих в потоке процессов. Экспериментальное изучение транспортных потоков весьма сложно и требует значительных затрат

Рис. 11.1. Схема организации изучения транспортных потоков

средств и времени. Это объясняется необходимостью изме­рения большого числа постоянно меняющихся характеристик дви­жения потока. Поэтому важное значение имеет планирование экспериментов, заключающееся в выборе эффективной методики наблюдений и установлении минимально необходимого числа за­меров.