Проектирование дорог для движения транспортных потоков как путь повышения эффек­тивности работы автомобильных дорог. Взаимодействие автомобилей в транспортном потоке. Макроскопические теории транспортного потока, страница 16

Выборки  данных бывают трех видов: случайной, типической и серийной.

Случайная выборка — это выборка, при которой измерения характеристик транспортного потока осуществляют не непрерыв­но, а случайно (например, измерения скорости отдельных автомо­билей в потоке).

Типической называется выборка при которой измеряют характе­ристики какой-либо части транспортного потока (например, ско­рости только грузовых автомобилей или автобусов). Серийная выборка предусматривает измере­ние   характеристик движения большой группы автомобилей.

Для характеристик   транс­портного потока, распределенных по законам, отличным от нор­мального, число замеров может быть определено графически [23].

Для оценки продолжительности измерения при определении часовой или суточной интенсивности может быть использован гра­фик, представленный на рис. 11.4.


Рис. 11.4 График для определения продолжительности  замера интен­сивности движения:

/—ошибка измерений 10%; 2 — ошибка измерений 15%

II. 2. ВОЗМОЖНЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ ПОТОКА АВТОМОБИЛЕЙ

С изменением интенсивности движения на дороге резко меня­ется качественное состояние транспортного потока и условия тру­да водителей. На качественное изменение состояния транспортного потока указывают результаты экспериментального исследования изменения психофизиологических показателей водителя, аварий­ности и характеристик движения транспортного потока.

Для характеристики различных состояний потока автомобилей и условий движения введем понятия: коэффициент загрузки дви­жением; коэффициент скорости движения; коэффициент насыще­ния движением; уровень удобства движения.

Под коэффициентом загрузки движением г будем понимать отношение интенсивности движения N к пропускной способности Р данного участка (или элемента) дороги, т.- е.

г =N / Р.(11.14)

Применение понятия о коэффициенте загрузки позволяет получить сопоставимые зависимости характеристик потока автомобилей для дорог различных кате­горий, так как эта величина без­размерная. Величина г может принимать любые значения от 0 до 1.

Под    коэффициентом скорости движения с бу­дем понимать отношение скоро­сти движения при каком-либо уровне удобства движения vz  к желаемой скорости движения в свободных условиях vж, которую выбирает водитель для обеспече­ния высокой комфортабельности поездки.

с= vz / vж                                                                                       (П. 15)

Рис. 11.5 Зависимость   «скорость— интенсивность»

/, 2, 3 — теоретические зависимости «ин-генсивность — скорость»   соответственно для потоков с 20. 85 и 100% легковых ав­томобилей; 4, 5, 6—зависимости «ско­рость—интенсивность»,   полученные   по данным наблюдений  соответственно для потоков с 20, 85 и 100% легковых автомо­билей; /, //, /// — точки перегиба кривой

Величина желаемой скорости движения в свободных условиях зависит от многих показателей:

расстояния до цели поездки, сос­тояния автомобиля, состояния во­дителя, его квалификации и опы­та, состояния дорожного покры­тия, геометрических элементов и планировочных решений на доро­ге. Отклонения от желаемых ус­ловий движения (например, не­возможность водителем выдержи­вать желаемую скорость для свое­временного достижения цели по­ездки) вызывает у  водителей чувство снижения удобства и комфортабельности, а иногда и нервозность, которая может при­вести к непоправимым ошиб­кам —к дорожному происшест­вию.

Рис. 11.6. Зависимость «скорость — плотность»  для двухполосной до­роги

Под коэффициентом насыщения движением бу­дем понимать отношение плотности при каком-либо уровне удоб­ства qz к максимальной плотности qmax, т. е.

                                                                                      (П.16)

Под уровнем удобства движения будем понимать качественное состояние потока автомобилей, при котором устанавливаются характерные условия труда водителей, условия ком­фортабельности поездки и экономичности перевозок, а также определенный уровень аварийности.