Проектирование дорог для движения транспортных потоков как путь повышения эффек­тивности работы автомобильных дорог. Взаимодействие автомобилей в транспортном потоке. Макроскопические теории транспортного потока, страница 5

Таблица 1.2

Средний состав движения, % по видам автомобилей

Категория

дороги

Легковые

Автобусы

Легкие грузовые

Средние грузовые

Тяжелые грузовые

1

20

16,0

12,0

27,0

25

II

15

10,0

27,0

36,0

12

III

10

7,0

16,0

62,0

5

IV

7

4,5

11,5

75,0

2

V

5                         

4

8

81,9

1,1

Средний состав движения на дорогах различных технических категорий колеблется в значительных пределах (табл. 1.2). При этом оказывает влияние удаленность от населенного пункта.

Прогнозирование интенсивности движения. При прогнозирова­нии интенсивности движения необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на темпы роста интенсивности движения: ха­рактер перераспределения интенсивности движения по сети дорог;

перспективы промышленного и сельскохозяйственного развития района проложения дороги; плотность населения и тенденции миг­рации населения; рост благосостояния населения.

Важным этапом прогнозирования является установление пе­риода прогнозирования, зависящего от целей использования дан­ных по интенсивности движения. Могут быть выделены следующие периоды прогнозирования: краткосрочное прогнозирование (5—7 лет) при организации движения (до 2 лет) и при капитальном ре­монте (до 5 лет); среднесрочное прогнозирование (10—15 лет) для разработки проекта реконструкции дороги (до 12 лет); долгосроч­ное прогнозирование (20 лет и более) при проектировании новой дороги (25 лет).

Несомненно, что с сокращением периода прогнозирования по­вышается его точность. В практических целях для коротких периодов лучше использовать более простые методы, дающие доста­точную точность. Чем больше срок прогнозирования, тем более точные результаты могут быть получены с помощью сложных ме­тодов.

Все методы прогнозирования можно разделить на следующие группы: методы, основанные на использовании данных по измене­нию интенсивности движения в прошлые годы (методы экстрапо­ляции) ; методы, -основанные на анализе транспортных связей в рассматриваемом районе; метод, основанный на многофакторном анализе хозяйственной деятельности; метод экспертных оценок.

К методам экстраполяции относятся следующие модели: линей­ный закон роста интенсивности; уравнение сложных процентов; экспоненциальные и степенные уравнения прогнозирования; логи­стическая кривая.

Линейная модель основана на применении уравнения

NT = NO (1 + pt)                                                                    (1.14)

где Nо — интенсивность движения в исходный год; р — средние темпы роста за последние 10—15 лет; t — расчетный год.

Модель, использующая уравнение, сложных процен­тов, является наиболее распространенной и основана на приме­нении формулы

NT = NO ( 1 + p/100 )n-1,                                                               (1.15)

где п — число лет, на которые прогнозируется интенсивность.

Экспоненциальные и степенные модели прог­нозирования основаны на применении следующих уравнений [74]:

Nt = No ept                                                                                                                              (1.16)

Nt = No gt                                                                                 (1.17)

Nt = No ta                                                                                 (1.18)

Метод Союздорнии, предложенный Н. Ф. Хорошиловым для расчета перспективной интенсивности движения, основан на применении следующей зависимости:

Nt = N1 ,                                                                 (1.19)

где N1 — интенсивность в первый год эксплуатации дороги;