Индивидуальное учебное действие и соответствующие ему детско-родительские отношения, страница 9

Как это будет «выглядеть» в нашем случае?

1.3.1. Ранее отмечалось, что одной из характеристик индивидуального учебного действия является инициативность. Напомним, что инициатива, вслед за авторами проекта, рассматривалась нами как начальный этап самостоятельности, ее психологическая основа. Ребенок, у которого сформировано индивидуальное учебное действие, находясь в учебном пространстве, способен определить собственные ресурсные дефициты и обратиться к взрослому с требованием совершенно конкретной помощи. Мы полагаем, что в «домашней ситуации» такие дети станут претендовать на «взрослые» права и обязанности и, как следствие на самого взрослого как возможный ресурсный источник.

Другая характеристика индивидуального учебного действия – ответственность – связана с обращенностью детского действия другому, ответом этого другого и, как следствие, с определенным риском. По нашему мнению, как в учебном пространстве, так и в ситуации взаимодействия с родителями детское решение о действовании (недействовании) будет основываться на способности ребенка осмыслить и удержать конечную цель своего действия. Другими словами, ребенок понимает, что если он сделает это, то получит то-то.

 Очевидно, что указанные характеристики индивидуального учебного действия в обоих случаях (в обоих пространствах) будут иметь действенную форму.

Таким образом, поведенческие характеристики индивидуального учебного действия, демонстрируемые ребенком в учебном пространстве, должны, по нашему предположению, обнаружить себя и во взаимодействии ребенка с близкими родственниками. Чем обосновано такое предположение, и как мы можем это обнаружить?

Для каждой семьи характерна определенная система родительских отношений к ребенку. Под родительскими отношениями понимается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. На основе этого складывается тот или иной стиль воспитания, что задает ключевые характеристики пространства детско-родительских отношений. Поскольку детскими психологами (8,19) отмечается устойчивость родительских представлений о воспитании*, то и система детско-родительского взаимодействия также будет характеризоваться определенной стабильностью. Следовательно, детские попытки апробации новой способности (при условии ее становления) и выстраиваемые в связи с этим новые формы взаимодействия обязательно вызовут определенное отношение со стороны родителей. Иными словами, если будет иметь место перенесение поведенческих форм по типу индивидуального учебного действия из ситуации учебной деятельности в ситуацию домашнего (семейного) взаимодействия, то это с необходимостью должно быть замечено родителями (при условии, что подобные способы действования не были характерны для детско-родительского взаимодействия ранее).

Мы предполагаем, что в первую очередь ребенок станет опробовать новые способы действования в условиях в какой-то степени схожих с условиями их формирования. Такую возможность, по нашему мнению предоставляет ситуация домашнего задания: тот же предметный материал, те же позиции «знающего взрослого» и «познающего ребенка». Далее это повлечет за собой претензии ребенка на расширение «прав – обязанностей», что вызовет изменения в межличностных отношениях с близкими родственниками. Родителям это будет явлено через изменение поведенческих характеристик ребенка.

Таким образом, положив в качестве критерия представления родителей об изменении поведенческой картины ребенка за последние полгода (IIII четверть) мы получим следующие теоретически возможные варианты:

1.   Родители отмечают изменения в поведении ребенка. По их мнению, произошли изменения в ситуации приготовления домашнего задания. Ребенок стал претендовать на расширение пространства самостоятельности и начал по-новому выстраивать взаимоотношения с близким ему людьми.