Индивидуальное учебное действие и соответствующие ему детско-родительские отношения, страница 2

Мы полагаем, что возможность фиксации указанного переноса будет задаваться следующим обстоятельством. Система детско-родительских отношений определяется детскими психологами как устойчивое и достаточно стабильное образование (8,21). Следовательно, детские попытки «опробации» новой способности (при условии ее становления) и выстраиваемые в связи с этим новые формы взаимодействия обязательно будут «замечены» родителями.

Таким образом, объектом нашего исследования стали индивидуальное учебное действие и соответствующие ему детско-родительские отношения.

Предметом настоящего исследования является перенос основных характеристик индивидуального учебного действия (способов действования)  ребенка в   пространство детско-родительских отношений.

Основная цель данного исследования – Обнаружение и критериальное оформление переноса индивидуального действия (его основных характеристик) из учебной деятельности в более широкий социальный контекст.

Для достижения данной цели нами были  сформулированы следующие задачи:

1.  Теоретический анализ особенностей социально-личностного развития детей 8-9 лет (второклассников).

2.  Исследование феноменальной картины индивидуального учебного действия.

3.  Выделение существенных критериев динамики становления индивидуальных действий и построение на их основе типологии.

4.  Исследование феноменальной картины домашнего поведения детей 8-9 лет и построение типологии детско-родительского взаимодействия.

5.  Сравнительный анализ сформированности индивидуального действия и феноменальной картины домашнего поведения.

В экспериментальной части работы были использованы следующие методы исследования:

1.  Изучение сформированности индивидуальных учебных действий ребенка. Инструмент – критериально-ориентированное наблюдение, интервью с учителями.

2.  Изучение поведения ребенка в семье и динамики его отношений с близкими родственниками. Инструмент – интервью с родителями.

Работа имеет следующую структуру:

Первая глава посвящена теоретическому изучению проектных разработок образовательного пространства младшего школьника, ведущихся на базе КУГ №1. Результатом анализа стало выделение существенных критериев сформированности индивидуального учебного действия («выращивание» которого является основной целью проекта) и построение на их основе типологии. Далее нами была обоснована возможность перенесения способов действования, характерных для индивидуального учебного действия в другой психологический контекст, и выстроена гипотетическая модель  возможного переноса.

Вторая глава содержит в себе описание объекта, предмета и целей экспериментального исследования. В главе   подробно описаны диагностический инструментарий, процедуры исследования, обработка и анализ полученных результатов, выводы.

В заключении представлены основные выводы.

В конце работы представлены приложения и список литературы.


Глава 1. Детско-родительские отношения как место переноса способов действо-вания, формируемых в учебной деятельности младшего школьника

1.1  Общая характеристика  младшего школьного возраста

«Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений» (3, с.213). В соответствии с этим различные возрастные периоды имеют свое специфическое содержание: особые взаимоотношения с окружающими, определенную ведущую деятельность и новообразования, формируемые в процессе ее осуществления. Теоретический анализ литературы (3, 6, 13, 16, 18, 33, 35) позволил нам выделить некоторые характерные особенности детей младшего школьного возраста.*

Младший школьный возраст является, пожалуй, единственным возрастным этапом, границы которого столь явно обозначены. «Вхождение» ребенка в указанный  возрастной период знаменуется поступлением в школу, что изменяет весь повседневный ход его жизни и деятельности. «С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений» (33, с.55).