Индивидуальное учебное действие и соответствующие ему детско-родительские отношения, страница 11

Для проверки данной гипотезы мы должны установить характер зависимости между степенью сформированности индивидуального учебного действия и изменениями детско-родительских отношений.

2.2 Программа исследования влияния степени сформированности индивидуального учебного действия на изменение детско-родительских отношений.

В программу изучения влияния степени сформированности индивидуального учебного действия на изменение поведенческих характеристик ребенка в «домашнем» пространстве вошло следующее:

1.  Изучение степени сфорированности индивидуального учебного действия и динамики его становления.

·  Метод – наблюдение. Инструмент – критериально-ориентированное наблюдение.

·  Метод – опрос. Инструмент – опросник (автор Е.В.Реморенко).

2.  Изучение представлений родителей об изменении поведенческих характеристик ребенка в течение первого полугодия второго класса.

·  Метод – опрос. Инструмент – интервью (разработка автора).

1.  Критериально-ориентированное наблюдение способов действования ребенка в ситуации специальным образом организованной контрольной работы.

Для изучения степени сформированности индивидуального учебного действия была разработана специальная диагностическая процедура. Теоретическим основанием для нее послужила «природа» индивидуального учебного действия. Согласно авторам рассматриваемого проекта (17, 25, 37), «действие ребенка с самого начала строилось как различение и переход от подготовки (тренировки) к реализации, выполнению». Между подготовкой и реализацией находится «принятие решения» - звено, придающее осмысленность всему действию. Указанное рассмотрение индивидуального учебного действия легло в основу разработанной диагностической процедуры, также предполагающей определенную этапность: подготовка к контрольной работе, выполнение контрольной работы, работа над ошибками. 

Диагностическая процедура проводилась в течение года 7 раз (3 раза по русскому языку и 4 раза по математике) с октября по март включительно. Диагностическая процедура  проходила в рамках обычного урока (вернее, в течение трех уроков: каждый этап – один урок). Вначале первого урока учитель говорил детям о необходимости выполнения контрольной работы, указывая на возможность «тренировки» в случае обнаружения дефицитов.

Во время диагностической процедуры в классе на специальных столах были расположены карточки с текстом контрольной работы, тренировочные карточки, делящиеся на сложные и простые, «карточки-ловушки» на те умения, которые в контрольной работе не проверялись, карточки с «заданиями-помощниками». Учащиеся имели возможность самостоятельно определять, с чего им начинать работу, в какой момент переходить от одного вида работы к другому и в какие средства при этом использовать.

В ходе диагностической процедуры группа экспериментаторов наблюдала за учащимися, используя специально разработанную карту наблюдений (приложения 1, 2). Нами были выделены следующие критерии наблюдения и анализа поведения учащихся (выделение указанных критериев основано на критериях, описанных в главе 1.2.1):

-  выбор вида работы, основания выбора и его адекватность;

-  эффективность (результативность) работы;

-  обращения к учителю, одноклассникам (характер обращений);

-  использование средств, адекватность их выбора и эффективность использования.

В карту наблюдений заносились все обращения ребенка к учителю, одноклассникам, экспериментатору; обоснования им своего выбора. Особое внимание уделялось поведению ребенка в затруднительных для него ситуациях.

2. Для получения комплексного взгляда на изучаемый предмет нами был использован специально разработанный опросник для учителей (автор Е.В.Реморенко). Опросник содержит 5вопросов в виде оценочных шкал и направлен на выявление представлений учителей о степени сформированности индивидуального учебного действия относительно каждого ребенка (приложение 3). Автором методики были выделены следующие критерии  для оценивания (аналогичные критериям, выделенным для наблюдения):