Индивидуальное учебное действие и соответствующие ему детско-родительские отношения, страница 14

-  дети, входящие в описываемую группу, не могут оценить собственные ресурсы относительно поставленной задачи и, следовательно, принять адекватное решение о выборе вида работы;

-  тренировка не рассматривается ими как возможность поработать с собственными дефицитами, к тому же они не имеют для этого средств;

-  причиной «неосредвленности» является отсутствие учебной инициативы.

Итак, нами были выделены три группы детей. Основным критерием для выделения групп служила степень сформированности индивидуального учебного действия. Следует отметить, что приоритетным основанием отнесения ребенка к той или иной группе служили данные, полученные в ходе двух последних наблюдений (март 2002 г.), данные предыдущих наблюдений использовались скорее для обнаружения динамики становления индивидуального учебного действия.                              

·  Опрос учителей.

Нами были опрошены два педагога-предметника, ведущих в экспериментальном классе русский язык и математику. Ответы учителей заносились в специальный бланк. Полученные данные привлекались в качестве дополнительного источника информации при диагносцировании степени сформированности индивидуального учебного действия. Необходимо отметить, что результаты опросника соответствуют данным, полученным в ходе наблюдения.

·  Интервью с родителями.

Родители, участвовавшие в интервью, на вопросы отвечали с интересом. Случаев отказа от интервью не было, хотя один человек (мама ученика контрольного класса) выказал недовольство тем, что его «оторвали от важных дел». Ответы родителей по возможности дословно записывались экспериментатором в протокол. Затем отдельно по каждому из классов полученные данные были проанализированы в соответствии с выделенными критериями:

-  появление в поведении ребенка чего-либо нового за последнее время;

-  «претензии» ребенка на новые права и обязанности;

-  ситуация приготовления домашнего задания;

-  изменение отношений с близкими родственниками;

-  пространство самостоятельности и инициативности ребенка.

 Результаты:

На основании полученных результатов мы получили возможность описать группы, выделенные в главе 1.3.1, более содержательно:

I.  Родители отмечают, что поведение ребенка изменилось. В таких случаях, им зачастую сообщается, что ребенок повзрослел, стал более самостоятелен. Под этим обычно подразумевается способность самостоятельно решать определенные бытовые вопросы, расширение круга интересов, более ответственное отношение к учебе. Последнее выражается в изменении ситуации приготовления домашнего задания.

Ребенку уже не приходится напоминать о необходимости выполнения домашней работы. Они выполняют домашнее задание сами, обращаясь к родителям только за проверкой, а также в ситуации затруднения. Обращаясь за помощью, ребенок, как правило, проверяет правильность своих предположений, в случае несогласия с мнением родителей аргументировано отстаивает собственную точку зрения.

Изменяются и межличностные отношения ребенка. Он становится более общительным, мене эгоистичным; умеет сдерживать эмоциональные порывы и пытается разрешать конфликты путем переговоров. В ситуации несогласия с требованиями родителей ребенок пытается аргументировать собственную позицию и требует того же от родителей.

Помимо этого для такого ребенка характерны притязания на «взрослые» обязанности и на расширение прав.

II.  По мнению родителей, в поведении ребенка нет каких-то резких изменений, но что-то новое все-таки появилось. Например, ребенок претендует на выполнение новых, ранее не свойственных, ему обязанностей, но при этом пытается ограничить вмешательство взрослых в выполняемую им деятельность.

Не проявляя должной самостоятельности в выполнении какого-либо дела при индивидуальной работе, ребенок выступает с предложением совместной деятельности.