Индивидуальное учебное действие и соответствующие ему детско-родительские отношения, страница 4


1.1.2.  Что же представляет из себя учебная деятельность?

Согласно Д.Б.Эльконину, в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, т. е. деятельностью, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, характеризующих главные приобретения данного периода развития. Несомненно, учебная деятельность осуществляется на протяжении всего школьного детства. Однако, «свою ведущую функцию та или иная деятельность осуществляет наиболее полно в период, когда она складывается, формируется» (33, с.226). Младший школьный возраст и есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности. При этом, формируясь сама, учебная деятельность формирует личность младшего школьника, перестраивая его познавательные процессы и изменяя его отношения с действительностью. Таким образом, предметом учебой деятельности является сам ребенок, эту деятельность осуществляющий.

Как и любая другая, учебная деятельность имеет свою структуру и содержание.

Первым важнейшим элементом структуры учебной деятельности, по мнению Д.Б.Эльконина, являются учебно-познавательные мотивы. В отличие от познавательных интересов, присущих ребенку дошкольного возраста, указанные мотивы направлены на усвоение содержания изучаемого учебного предмета, а не на «получение» информации об окружающей действительности. Дальнейшая успешность образовательного процесса во многом зависит от степени сформированности учебно-познавательных мотивов на начальном этапе обучения. «Если удается сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности» (33, с.245).

Следующий структурный элемент учебной деятельности – учебная задача. По определению Обуховой, учебная задача – «это то, что ученик должен усвоить». На наш взгляд, здесь необходимо внести ясность, отграничив учебную задачу от задания, от конкретно-практической задачи. При решении последних ребенок овладевает лишь частными способами решения, неразрывно связанными с той или иной  определенной задачей. Суть же учебной задачи состоит в том, что при ее решении ребенком осваиваются наиболее общие способы решения относительно широкого круга вопросов данной научной области. Другими словами, такое решение имеет значение «не только для данного  частного случая, но и для всех однородных случаев» (23, стр. .153).

Решение учебной задачи, предполагает выполнение  определенных учебных действий, в состав которых входят учебные операции. И учебные действия,  и учебные операции также являются важными составляющими учебной деятельности. Операции весьма разнообразны, их вхождение в то или иное учебное действие зависит от конкретных условий решаемой учебной задачи. Качество усвоения  способа действия (учебного действия) зависит от полноты представленности  состава входящих в него операций  и от тщательности  отработки каждой из них. «Лишь постепенно те из операций, которые отработаны, могут производиться не материально, а путем проговаривания, а затем и в уме. Шаг за шагом происходит сокращение состава произвольных операций, и наконец ученик как бы сразу дает ответ на поставленный вопрос,  одномоментно выдает решение задачи» (33, с.249).

Большую роль при осуществлении школьниками учебной деятельности играют учебные действия контроля и оценки. Контроль состоит в определении соответствия операционального состава осуществляемых учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. По сути, это контроль за правильностью процесса осуществления способа действия.

Оценка является своего рода «индикатором успешности» разрешения учебной задачи. «Действие оценки позволяет школьникам определить, усвоен или не усвоен (и в какой степени) ими общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели» (10, с.49). При этом важна не простая «констатация фактов», а содержательное рассмотрение результата усвоения общего способа действия.