Индивидуальное учебное действие и соответствующие ему детско-родительские отношения, страница 8

Иными словами, на первоначальном этапе своего формирования любое психологическое новообразование существует лишь объективно. Его может обнаружить сторонний наблюдатель, но для самого ребенка этого новообразования еще нет. Нет в том смысле, что ребенок сам еще этой новой способностью не владеет. Для ее обнаружения самим ребенком, для превращения ребенка в субъект новой способности нужны соответствующие условия. По мнению К.Н.Поливановой, такими условиями выступает возможность «ощутить само действие», выяснить его значение в отношении к ситуации. Именно это ею и называется субъективацией.

В результате поведения исследовательской работы, К.Н.Поливановой подтверждается предположение о том, что субъективация способности требует опробования этой способности в ситуациях новых по отношению к ситуациям ее порождения (21).

В связи с тем, что в работах К.Н.Поливановой исследуются преимущественно критические возрастные периоды, а рассматриваемый нами младший школьный возраст мы ранее охарактеризовали как стабильный, необходимо отметить следующее. Двухтактность становления новообразования есть некоторый универсальный принцип, актуальный не только в период переживания ребенком критического возраста, но и на протяжении всего онтогенеза ( 1, 7, 21). Таким образом, новообразования как стабильных, так и критических возрастов (центральные возрастные новообразования) требуют этапа эмансипации.

Данное утверждение можно проиллюстрировать на примере экспериментального исследования П.Я.Гальперина и С.Л.Кабыльницкой (7), направленного на формирование у детей действия контроля. Экспериментаторами было выяснено, что на определенном этапе «сформированности» действие обнаруживало себя лишь в присутствии экспериментатора. В связи с этим потребовалось проведение специальной работы по обучению детей самостоятельно применять сформированный способ действия независимо от конкретных обстоятельств, то есть работы по эмансипации сформированного действия.

Важно заметить, что рассматриваемые этапы эмансипации в стабильных возрастах и критические периоды существенно различаются. Разница между ними заключается в специфике этого этапа. Как утверждает К.Н.Поливанова, если для эмансипации новой способности требуется лишь изменение условий внутри «старой» ведущей деятельности, то речь идет о формировании новой способности, не связанной прямо с возрастным развитием. Ребенок овладевает способом действования (средством) внутри целостной ситуации, затем ситуации обогащаются, «новое» умение освобождается от породивших его условий и не требует «особой обстановки» (19, с.104). К.Н.Поливановой это называется «микрокризисом».

Для возрастного кризиса, подразумевающего эмансипацию центрального возрастного новообразования, этап эмансипации с необходимостью включает переход в новую структуру деятельностей с новой ведущей деятельностью во главе.

Таким образом, положив в основание своих рассуждений опробование новообразования в ситуациях новых по сравнению с ситуациями ее формирования как необходимое условие ее субъективации, мы приходим к следующим выводам.

Индивидуальное учебное действие является способностью, способностью принимать решения, решения ответственные. Формируется эта способность в условиях особого построения учебного пространства. Эксплуатируется, и следовательно становится явленной стороннему наблюдателю, она в этих же условиях. В соответствии с принципом о двухтактности психологических новообразований, будем рассматривать это как первый этап становления индивидуального учебного действия как способности. Для того, чтобы это стало способностью самого ребенка (приобрело субъектные характеристики) необходим перенос указанных способов действования, приобретенных в рамках учебного процесса, за пределы учебных областей. То есть, второй этап, субъективация.

По нашей гипотезе пространством «опробования» ребенком новообразований, формируемых в учебной деятельности, станет пространство детско-родительских отношений. Возрастными психологами отмечается, что у ребенка младшего школьного возраста имеется два наиболее значимых пространства взаимодействия – школа и семья. В связи с этим мы полагаем, что новообразования, формируемые в одном из них, должны будут опробоваться, «субъективироваться» в другом.