Индивидуальное учебное действие и соответствующие ему детско-родительские отношения, страница 15

При приготовлении домашних заданий, встречаясь с трудностями, ребенок обращается за помощью к родителям. Отличие от предыдущей группы состоит в том, что обращения в случае затруднений носят обобщенный, недифференцированный характер, ребенок просто констатирует факт затруднения: «У меня не получается». Выполнив работу, ребенок обязательно приносит ее на проверку, даже если у него не возникло затруднений и вопросов. В случае несогласия с родителями, он настаивает на своем варианте, ссылаясь на авторитет  учителя («Нас не так учили…»).

В плане межличностных отношений родители отмечают появление «негативных изменений: ребенка стало трудно в чем-либо убедить, он провоцирует конфликты и остро реагирует на замечания. При попытках реализации родителями командного стиля воспитания, ребенок оказывает пассивное сопротивление («Спорить не будет, но делать тоже не станет»).

III. Родители сообщают, что не заметили каких-либо изменений и перемен. В данном случае, ребенку не свойственны притязания на «взрослые» дела, он не претендует на расширение собственных прав. По мнению родителей, ребенок не проявляет должной самостоятельности в бытовых вопросах и в отношении учебы.

 Как правило, родители сами напоминают ребенку о необходимости выполнения домашнего задания, причем многие из них отмечают, что ребенок склонен оттягивать начало работы («Можно я сначала телевизор посмотрю?», «Попозже сделаю…»). Зачастую, ребенок требует присутствия родителей во время

приготовления уроков; в случае затруднений призывы о помощи следующим образом: « Помоги мне… Я не знаю как делать…», то есть ребенок использует не взрослого как ресурс, а пытается воспользоваться ресурсами взрослого.

В сфере межличностных отношений ребенка с близкими родственниками каких-либо изменений не происходит. Обычно такого ребенка родители характеризуют как «послушного», поскольку он не оказывает сопротивления при получения строгих директивных указаний, крайне редко выражая свой протест слезами. В отличие от первой группы, родители такого ребенка обычно выказывают недовольство степенью его самостоятельности.

При сопоставлении результатов интервьюирования родителей учеников экспериментального и контрольного классов нами было установлено следующее.

Наиболее значимо различается динамика изменения поведения детей из разных классов по следующим выделенным нами критериям (приложение 5):

-  появление в поведении ребенка чего-либо нового за последнее время;

-  ситуация приготовления домашнего задания.

Весьма сложным для сравнительного анализа оказался эмпирический материал, «связанный» с последним из выделенных нами критериев – пространство самостоятельности и инициативности ребенка. Это связано с тем, что, отвечая на вопросы, родители апеллировали к своим представлениям о детской самостоятельности. В результате аналогичные поведенческие характеристики одними родителями расценивались как «проявление взрослости» и критерий становления «самостоятельности», другими же воспринимались «вполне нормально» («Я в его возрасте был гораздо самостоятельнее»). Вследствие этого указанный критерий был исключен из дальнейшего анализа результатов. Однако следует отметить, что полученные данные  представляют  интерес, поскольку позволяют формулировать новые исследовательские задачи.

Далее результаты обрабатывались следующим образом. У каждого из детей оценивалась   выраженность динамики изменений по трехбалльной шкале в соответствии с выделенными критериями. Затем баллы по каждому критерию суммировались. Минимальное количество баллов, равное четырем, соответствовало отсутствию изменений во всех выделенных нами сферах взаимодействия ребенка с родителями; максимальное количество баллов, равное двенадцати, означало ярко выраженную динамику изменений в поведении ребенка (пример анализа протокола приведен в приложении 6).

Ребенка, которому таким образом было присвоено 9 и более баллов, мы относили к первой из описанных выше групп.  Если суммарный балл был менее либо равен 6, то – к третьей группе. В остальных случаях, ребенок относился нами ко второй из указанных групп.