Индивидуальное учебное действие и соответствующие ему детско-родительские отношения, страница 3

Ребенок, став школьником, занимает по сравнению с дошкольником новое место в обществе. У него возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые серьезные обязанности, связанные со школой. Это, в свою очередь, предопределяет ярко выраженное стремление ребенка «утвердиться в новом «взрослом» положении, с соответствующими ему правами. Переход к этому новому положению и составляет, как пишет Божович, основную предпосылку формирования личности.

Младший школьный возраст характеризуется изменениями как  в познавательной, так и в эмоциональной сферах ребенка (3,  6,  13, 16,  33).

На данном возрастном этапе изменяется общий характер эмоций, в частности, их содержательная сторона, устойчивость и др., что определяется усложнением социальной жизни ребенка. У младшего школьника появляются постоянные интересы,  создающие почву для длительных товарищеских отношений. Развитие эмоциональной сферы и вхождение в жизнь в школьного коллектива создают предпосылки для «интенсивного формирования моральных чувств ребенка, что вместе с тем означает и формирование моральной стороны его личности» (3, с.33). По сути, предпосылкой указанного новообразования будет являться «практика общественного поведения», имманентно содержащая определенные моральные нормы и правила.  

Как уже отмечалось, в младшем школьном возрасте большие изменения происходят и в познавательной сфере ребенка. «Память в этом  возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим»  (33, с.56). От непосредственного запоминания, свойственного дошкольникам, осуществляется переход к запоминанию опосредованному конкретными смысловыми задачами. Младший школьник овладевает различными приемами запоминания, основанными на установлении смысловых логических связей внутри запоминаемого материала. В этом возрасте ребенок уже способен выделять конкретную мнемическую задачу, отделяя ее от всякой другой.

Данный возрастной этап характеризуется также переходом на качественно иной уровень организации системы восприятия. Из непроизвольного, базирующегося на очевидных признаках, восприятие превращается в синтезирующее и устанавливающее связи целенаправленное наблюдение.

На протяжении младшего школьного возраста происходит интенсивное формирование механизмов произвольного внимания. Если в организации внимания дошкольника весьма значимую роль играет непосредственная привлекательность стимула (степень его эмоциональной окраски), то ребенок 8-10 лет уже способен к  произвольному избирательному  во времени  и пространстве  вниманию.

Стремление соответствовать предъявляемым школьной действительностью требованиям способствует развитию воли ребенка. В дошкольном возрасте произвольность носит фрагментарный характер, в школе же «вся деятельность по своему характеру является произвольной» (16, с.332).

Таким образом, в качестве основных характеристик, присущих возрастным изменениям можно выделить произвольность и осмысленность .

Но наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, «которое приобретает абстрактный и обобщенный характер» (16, с.334). Именно благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов.

Однако указанные возрастные изменения не есть «данность» онтогенетического развития. Возможность становления тех или иных психических новообразований задается определенными условиями, в первую очередь, той деятельностью, которую преимущественно осуществляет субъект на конкретном возрастном этапе.

 Что же будет выступать в качестве  такого условия в младшем школьном возрасте? Отечественные психологи единодушны в ответе на данный вопрос – учебная деятельность (3, 10, 16, 32, 33). «Переход к систематическому усвоению знаний … влияет на развитие психики ребенка, изменяя  не только общую направленность и черты личности младшего школьника, но и характер протекания его психических процессов. Под влиянием обучения изменяются восприятие, память, мышление ребенка, изменяется вся его психика» (3, с. 45). «Вне обучения не может быть никакого развития» (33, с.223).