Индивидуальное учебное действие и соответствующие ему детско-родительские отношения, страница 6

Учебность такого действия будет выражаться «в усовершенствовании самого способа выполнения какой-то работы, то есть в пределе, с преодолением некоторых стереотипов ее выполнения».

Необходимо отметить, что «инициативность, ответственность и учебность должны иметь предметное и явное завершение», поэтому важна действенность этих характеристик.

«Итак, собственно индивидуальное учебное действие связано с ответственностью в действенном усовершенствовании, когда само усовершенствование оказывается ответственной формой».

Как утверждают авторы проекта, инициативность, ответственность и учебность возникают в младшем школьном возрасте как образовательный эффект, а не формируются прямо и непосредственно. «Выращивание» подобных действий (возникновение субъектных форм поведения) становится возможным при особом построении образовательного пространства.

В связи с этим, в соответствии с основными принципами проектирования образовательного пространства (36) общим способом работы стало выстраивание детского действия как перехода от ориентировки (подготовки, тренировки) к реализации (выполнению). По мнению авторов проекта, в развитом действии между ориентировкой и реализацией находится «принятие решения». Именно наличие этого «звена» позволяет характеризовать действие как «самоопределение – открытое означивание, практическое осмысление того, зачем и каким образом данный индивид присутствует здесь и сейчас, то есть некое практическое отнесение себя к извне заданной общей работе» (37, с.17). 

Таким образом, говоря о формировании субъектных форм поведения младшего школьника, в частности самостоятельности, авторы проекта имеют ввиду способность принимать решения. Другими словами, это – способность осуществлять ответственный выбор, выбор осмысленный и произвольный.

1.2.1 Авторами проекта были  выделены  следующие критерии, совокупное рассмотрение  которых позволяет диагностировать степень сформированности индивидуального учебного действия:

·  Адекватность (неадекватность) выбора того или иного вида работы; адекватность (неадекватность) перехода от одного вида работы к другому*.

Имеется в виду, способность ребенка оценить собственные умения, определив границу «знания-незнания», относительно предлагаемых заданий. Это, в свою очередь, должно послужить основой для принятия решения либо о необходимости работы в тренировочном пространстве,  либо о возможности непосредственного выполнения задания. Далее ребенку, работавшему в режиме тренировки, необходимо определить «качество» собственной подготовки и на основе этого принять решение о возможности перехода к работе на оценку.

·  Использование ребенком средств (в случае тренировки); адекватность (неадекватность) их выбора.

Выделив собственные дефициты, ребенок может выстраивать работу по их преодолению, обращаясь за помощью к одноклассникам, учителю, используя так называемые «карточки-помощники». При этом   значение имеет содержательность вопросов,  соответствие выбранных карточек выделенным неумениям.

·  Эффективность (результативность) работы.

Если ребенок принимает решение о выполнении работы на «оценку», то в этом случае он уверен в собственных силах и достигает высоких результатов. В противном случае, ребенок выбирает тренировку и, умело организуя собственную подготовку, восполняет тем самым собственные дефициты.

Рассмотрим, опираясь на выделенные критерии, теоретически возможные варианты представленности индивидуального учебного действия в осуществляемой ребенком учебной деятельности.   

1. Индивидуальное учебное действие сформировано. Такой ребенок способен определить необходимые умения для решения предлагаемых задач и оценить степень их сформированности у себя. Исходя из этого, ребенок принимает решение сможет ли он справиться с заданием и либо приступает к работе на оценку, либо пытается восполнить обозначенные дефициты, выбирая возможность «потренироваться». При этом ребенок «оснащен» средствами для преодоления собственных затруднений: он обращается с вопросами к учителю, причем с вопросами содержательными; организует совместную с одноклассниками работу; использует «карточки-помощники», основывая их выбор на выделенных неумениях. Все это позволяет ребенку достигать достаточно высоких результатов.