Разработка комплексной системы управленческих решений по производственной деятельности на ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», страница 6

Маркетинг позволяет понять, каким образом предприятие должно ор­ганизовать процесс сбыта своей продукции, как надо проводить кампанию по продвижению на рынке новых изделий, строить стратегию рекламы и т.п. Мар­кетинг позволяет рассчитать различные варианты эффективности затрат на производство и реализацию изделий и услуг, определить, какие виды продук­ции, проданные какому потребителю и в каком регионе, принесут наибольшую отдачу на каждый рубль, вложенный в производство, транспортировку, хране­ние, рекламу, сбыт.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что маркетинг пред­ставляет собой комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связан­ных с процессом реализации продукции предприятия. Сюда входят:

·  исследование конъюнктуры рынка сбыта продукции;

·  изучение потребителей и определение того сегмента, который является наиболее предпочтительным для предприятия;

·  изучение конкурентов, выпускаемой ими продукции, определение форм и уровня конкуренции;

·  определение цен на продукцию;

·  определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке, проведение рекламной кампании;

·  анализ форм и каналов сбыта (реализации) продукции.

Оценка рынка сбыта.

Буквально до прошлого года российская трубная промышленность считалась в металлургической отрасли чем-то вроде вспомогательного производства. Однако в последнее время трубники оказались в центре внимания в отечественных металлургических кругах, причины - высокие цены на нефть и газ, рост доходов компаний ТЭКа и, как следствие, растущая потребность в трубах. Правительство выдворяет с российского рынка украинских трубников, ГАЗПРОМ готов покупать трубы на российском рынке, если они удовлетворяют требованиям. Производство труб «большой российской семерки» растёт, рост производства труб, появление новых рынков сбыта.

В 1985-1990 годах производство труб было стабильным и основывалось на внутреннем спросе. Российское потребление  составляло 3000-3400 тыс. т. в год. Данный спрос покрывался за счёт внутреннего производства труб в России (2400 тыс.т) и на Украине (1000 тыс.т.). Резкое снижение внутреннего спроса на трубы в период с 1990 по 1995 гг. было обусловлено экономическим кризисом, произошедшим после распада СССР, увеличением внутренних цен до международного уровня, слабой конкурентоспособностью российской промышленности. Признаки стабилизации появились лишь в 1996-1997 гг., когда улучшилось состояние  промышленного производства.  Однако тенденция роста не была стабильной и в 1998 году объём потребления  труб практически не изменился. В 1999-2000 гг. на фоне общего экономического подъёма промышленности произошло резкое увеличение внутреннего спроса на трубы: c 3500 тыс.т. в 1998 г. до 3800 тыс. т. в 1999 г. и до 4000 тыс.т. в 2000 г. По сравнению с 2000 г. ожидается, что спрос на трубы вырастет на 1,5-2% в 2001 г. и на 17-18% в 2005 г., а его потребление составит 4080 тыс.т. и 6900 тыс.т. соответственно.

Сегментация рынка сбыта.

Сегмент рынка - это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или предприятий, которые имеют некоторые общие при­знаки. Сегментация рынка является важнейшим инструментом маркетинга. От того, насколько правильно выбран сегмент рынка, во многом зависит успех фирмы в конкурентной борьбе.

Сегментация российкого рынка труб (по состоянию на 2000-2001 гг.).

Потребители труб

Потребление, %

Газпром

25

Транснефть

10

Лукойл

15

Сургутнефтегаз

11

Сибнефть

9

Славнефть

14

Юкос

10

ВАЗ

6

ВСЕГО

100

Из приведенной таблицы видно, что основным потребителем продукции ОАО “ЧТПЗ” является  Газпром. ЧТПЗ стал первым реальным конкурентом зарубежных компаний на российском рынке магистральных труб большого диаметра, в первую очередь для украинских заводов.