Общество: устройство и развитие, страница 6

Сущность материалистического понимания истории получила выражение в сформулированном Марксом законе определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию: способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Можно пояснить закон следующим образом.

Наука устанавливает связи, отношения, обусловливающие то или иное явление. При этом наиболее важны для научного исследования устойчивые, повторяющиеся связи - законы (см. Раздел 3). Так, например, рост потребностей общества влечет за собой рост производства, а рост производства влечет за собой рост потребностей. С течением времени формой проявления такой повторяющейся и воспроизводящейся во всё больших масштабах (раскручивающейся) связи оказывается определенная тенденция, направление развития. На протяжении тысячелетий важнейшим направлением исторического процесса остается развитие производительных сил, которое на определенном этапе может создать условия для окончательного разрешения социальных антагонизмов, для преодоления отчуждения в обществе.

Законы функционирования и развития общества отличаются от законов природы, как минимум, двумя особенностями:

а) общественные законы реализуются только в процессе свободной, сознательной деятельности людей (но это отнюдь не означает, ни того, что они принимаются законодателями, парламентариями, ни того, что они могут выполняться или не выполняться в зависимости от воли людей);

б) общественные законы не предполагают точной повторяемости событий (поэтому, по мнению некоторых философов, они вообще не могут считаться законами в полном смысле слова).

Как же совместить признание существования исторической необходимости с фактом свободной деятельности людей? Трактовки свободы как осознанной необходимости или как отсутствия препятствий для деятельности человека довольно примитивны. Свобода заключается в способности выбирать на основе познанной необходимости одну из множества возможностей, а не действовать вопреки необходимости, реализуя тот или иной план действия. При выборе пути общественного развития свобода общества ограничена, прежде всего, уровнем развития производительных сил, хотя, помимо этого, конечно, географическими, климатическими условиями, действием законов народонаселения, формой правления, политическими реалиями, устоявшимися особенностями культуры, религии, правосознания. Свобода - это действие на основе познанной необходимости. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, но обладают относительной свободой в выборе целей и средств их достижения, поскольку в каждый момент имеется не одна, а несколько реальных возможностей.

Существуют две крайности в трактовке проблемы свободы и исторической необходимости. Принято считать, что фатализм обычно сковывает активность людей, а волюнтаризм толкает на необоснованные, неправомерные действия. Слово “волюнтаризм” имеет много взаимосвязанных значений: признание воли принципом, лежащим в основании мира, бытия; признание воли (а не разума) решающими фактором психической жизни человека; умение человека мобилизовать свою волю; принцип добровольности, соблюдаемый, например, при наборе в армию или при реализации мероприятий по отделению церкви от государства. Но в социальной философии под волюнтаризмом понимается игнорирование законов общественного развития, преувеличение роли субъективного фактора в истории. Столь же многозначно и слово “фатализм”: вера в судьбу; вера в предопределение; непротивление политике государства; строгое следование принципам религиозной, христианской этики при решении социально-политических проблем. В социальной философии фатализмом называется недооценка роли свободной, сознательной деятельности людей в истории общества. Необходимо избегать, как волюнтаристических, так и фаталистических упрощений реальной картины истории.

Дифференцируют три группы общественных законов: частные (функционируют в отдельных социальных сферах), общие (функционируют на протяжении одной или нескольких эпох), наиболее общие (функционируют на протяжении всей истории человечества).