Общество: устройство и развитие, страница 15

Однако, как и любые абстракции, понятия “общественное бытие” и “общественное сознание” огрубляют картину действительности. Их поисковые и объяснительные возможности не безграничны. Действительно, насколько правомерно утверждение, что политические, правовые, нравственные отношения, насквозь пронизывающие жизнь людей, не являются частью общественного бытия? Можно ли сказать, что вещественно воплощенные эстетические идеи не существуют объективно? Какой из двух сфер принадлежат “материализованная память” человечества, наука, язык? Каков смысл таких понятий, как “коллективный разум”, “национальный дух”, “ноосфера”? Духовные явления необычайно сложны. Беспокойство вызывает усиление иррационалистических тенденций в общественном сознании и распространение “корпоративной” идеологии. Идеология - совокупность воззрений, посредством которых та или иная общественная группа осознает свои интересы, ставит цели и намечает пути их достижения. Идеология может быть либо научной, либо антинаучной. Но что может быть опаснее для будущего цивилизации, чем общественное сознание, отчужденное от общественного бытия, дух, потерявший чувство реальности?

Хотя общественное бытие играет определяющую роль по отношению к общественному сознанию, последнее обладает относительной самостоятельностью. Она проявляется в следующем:

а) идеи, мысли, теории не всегда отражают наличную действительность, могут опережать события или отставать от них;

б) общественное сознание активно воздействует на общественное бытие;

в) существует преемственность в развитии состояний общественного сознания, внутренняя логика эволюции научных и прочих представлений, а также взаимовляние различных его компонентов.

Общественное сознание не сводится к сумме индивидуальных сознаний, хотя и не существует помимо них. Доказать данный тезис достаточно просто:

а) общественное сознание имеет определенную структуру, нетождественную структуре сознания индивидуального;

б) историческая эволюция общественного сознания подчиняется определенным закономерностям;

в) далеко не всё содержание индивидуальных сознаний становится достоянием сознания общественного и, в то же время, общественное сознание включает содержание, которое в данный момент времени может не осознаваться ни одним индивидом;

г) общественное сознание тесно связано с искусственными материальными носителями (книги, компьютерные банки данных, изобразительное искусство);

д) идеи выходят из под власти отдельных людей и даже общества в целом; общественное сознание выступает в качестве объективного условия формирования, как личности, так и того или иного сообщества людей.

Сложилось несколько подходов к изучению структуры общественного сознания:

1. При социологическом подходе срезы общественного сознания вычленяются в зависимости от носителя идей. Обычно противополагаются массовое сознание и специализированное сознание. Говорят также о таких уровнях: сознание глобальной человеческой общности, сознание субглобальных (транснациональных) общностей, сознание социетальных общностей (оно складывается в границах отдельных стран), групповое сознание. Кроме того, социологический подход позволяет рассматривать компоненты общественного сознания с точки зрения их роли в жизни общества, фокусирует внимание на потребностях, вызвавших появление того или иного элемента, на выполняемых им функциях, на его отношении к официальной идеологии и т.п.

2. Историко-генетический подход фокусирует внимание на происхождении и развитии компонентов общественного сознания. Так, можно вычленить элементы, которые достались в наследство от прошлого, и элементы, которые сформировались в настоящее время; те, что возникли именно в данном обществе, и те, что проникли из соседнего.

3. При гносеологический подходе основное внимание уделяется содержанию различных компонентов общественного сознания. При этом в структуре общественного сознания вычленяются два уровня (обыденный и теоретический), около десяти форм (мифология, политическое сознание, правосознание, мораль, религия, наука, искусство, философия и реже некоторые другие: историческое сознание, экономическое, экологическое, законническое), специфические срезы (идеология, общественная психология), сферы, феномены и т.д.