Общество: устройство и развитие, страница 2

3) Какова роль неравенства (его определенных форм) в жизни людей? Благоприятствует ли оно общественному прогрессу? Способствует ли улучшению человеческого рода?

4) Каковы причины социального неравенства? Почему у одних людей больше богатств, власти, средств к существованию, чем у других? От чего зависят шансы индивида подняться на вершину социальной пирамиды? Разве, например, богатство и власть являются результатом больших заслуг человека перед обществом?

5) Может ли социальное неравенство быть, в конце концов, преодолено и, если да, то каким образом, при каких условиях и с какими последствиями?

Неравенство между людьми способствует их взаимному отчуждению, а кроме того, отчужденному отношению к социальным институтам.

ОТЧУЖДЕНИЕ - такой процесс (состояние, отношение, феномен), когда те или иные качества, свойства человека, продукты его творчества превращаются в силу, господствующую над человеком и враждебную ему. Так, и государство, и наука представляют собой величайшие завоевания цивилизации, в конечном счете, призванные защитить ее от гибели. Однако построенное людьми государство выходит из под их контроля, плоды научно-технической деятельности угрожают самому существованию жизни на планете, искусство рождает зависть между мастерами (Моцарт и Сальери), религия, призванная воспитывать любовь ко всем божьим творениям, служит прибежищем фанатиков, да и мораль, увы, слишком часто становится причиной неврозов, самоубийств. Короче, всё нам выходит боком.

Проблемы социальной философии весьма разнообразны и тесно переплетены с проблемами, относящимися к ведению преимущественно других областей философии, к ведению онтологии, этики, гносеологии, эпистемологии. Среди наиболее актуальных и масштабных упоминается и проблема отчуждения. Оно проявляется, как на уровне сознания, так и на уровне бытия. За основные проявления отчуждения на уровне сознания принимаются чувство одиночества, сознание бессмысленности существования, чувство бессилия, ощущение неподлинности собственного существования (ощущение утраты своего подлинного Я), недоверчивое, враждебное отношение к социальным институтам, к идеологии, к культурным ценностям. Причем речь идет не просто о более или менее распространенном настроении, а о системном нарушении общественного сознания, о состоянии духа в целом.

На уровне бытия проявления отчуждения многообразны.

Во-первых, отчуждение в сфере производства: отчуждение продуктов труда (они выходят из под контроля производителя, ведь производство предполагает обмен); отчуждение средств производства (ими производитель тоже, как правило, не распоряжается); отчуждение самой трудовой деятельности (казалось бы, именно труд “создает” человека, позволяет ему самореализоваться, однако профессиональная специализация ведет к обеднению личности, к потере здоровья, к конкуренции и антагонизму).

Во-вторых, отчуждение в сфере потребления, проявляющееся, в частности, в потребительской гонке, в процессе которой человеку навязываются потребности, не отвечающие его природе и интересам, а сам он превращается в придаток бесконтрольно расширяющегося производства. Тратит свою короткую жизнь на зарабатывание денег иногда, чтобы выбиться из нищеты, а иногда - ради приобретения дорогих вещей, которые ему были бы не нужны, если бы ни мода, соображения престижа, “колея”. Ради того, чтобы “иметь” человек перестает “быть”, его существование становится обезличенным, отчужденным, неподлинным. Он теряет связь с самыми близкими людьми.

В-третьих, отчуждение затрагивает все социальные институты (государство, церковь, семью), разворачивается между человеком и природой, обнаруживается между прошлыми поколениями и нынешними (поскольку меняются ценности и цели исторического развития), прорывается наружу в межклассовых, межнациональных, межконфессиональных конфликтах.

В чем же истоки отчуждения (и, соответственно, пути его преодоления)? Лучшие умы пытались дать ответ на этот поистине вечный вопрос.