Общество: устройство и развитие, страница 4

Итак, в чем причины социального антагонизма? Можно ли и, если да, то каким образом, преодолеть социальное неравенство? Каковы истоки и пути преодоления отчуждения? Что можно сказать о человеке как о социальном (биосоциальном) существе, и в чем заключается сущность гуманизма?

В порядке ответа на данные проблемные вопросы развивается социально-философская мысль, начиная с глубокой древности и вплоть до наших дней. Именно в искоренении голода и нищеты, в предотвращении войн, в частности войн гражданских, видели высокое назначение социальной философии (и, кстати, философии вообще) Бэкон, Гоббс, Кропоткин... В достижении вечного мира и всеобщего правового (гражданского) состояния видел идеал общественного развития великий философ Иммануил Кант. На поиске путей преодоления неравенства, отчуждения и антагонизма сосредоточили свои усилия Руссо, Маркс, Фромм.

В центре внимания социальной философии находится несколько взаимосвязанных групп проблем:

а) сущность общества (основные законы функционирования и развития общества, принципы расчленения истории на основные эпохи, направление исторического процесса, критерии социального прогресса, движущие силы развития, сущность и перспективы отчуждения...);

б) отношение общества и природы (специфика общественных законов по сравнению с законами природы, соотношение естественного и искусственного, биологического и социального, особенности коэволюции техносферы и биосферы, глобальные экологические проблемы и пути их решения...);

в) отношение общества и человека (взаимообусловленность индивидуального и общественного, конфликт интересов личности и интересов общества, обусловленность сознательного отношения людей друг к другу не всегда осознаваемыми материальными, производственно-экономическими факторами, сущность нравственности, сущность гуманизма, неравенство и его значение...);

г) происхождение и сущность государства, церкви, семьи и других важнейших социальных институтов, их значение в жизни человека и общества;

д) методологические, гносеологические проблемы социальных наук (например, вопрос о том, возможно ли вообще объективное, достоверное, научное знание о социальных явлениях).

Удельный вес той или иной проблемы во всей совокупности социально-философской проблематики, конечно, меняется в зависимости от исторического периода, в зависимости от теоретических и практических задач, стоящих перед обществом. Можно выделить следующие важнейшие этапы развития социально-философской мысли.

1) Возникновение и развитие социально-философских идей в недрах мифологического сознания (главным образом, конечно, на стадии его рационализации и распада). Осмысливаются важнейшие социальные вопросы: история, отношение человека к природе, конфликт между семьей и государством, категория справедливости...

2) Становление первых социально-философских теорий в античности. Прежде всего, концепции Платона, Аристотеля и целой плеяды философски мыслящих историков древности (Геродота, Фукидида, Полибия). Платон развил целостное учение о полисе, философски обосновал принципы государственного устройства. Аристотель систематизировал накопленные знания о государствах, классифицировал формы правления, более того, предпринял попытку дать им оценку и объяснение.

3) Постепенное (причем довольно медленное) развитие социально-философской мысли в лоне христианского мировоззрения в Средние Века. В духовной жизни Запада безраздельно царит провиденциализм, то есть концепция, согласно которой вся история представляет собой осуществление плана по спасению человека, предусмотренного Богом. В отличие от античных философов, склонявшихся к теории вечного космического круговорота, христианские философы видят в истории однократную, направленную к определенной цели последовательность событий. У Истории было начало, и будет конец.

4) Зарождение научных взглядов на устройство и развитие общества в Новое Время, бурный всплеск научной и философской активности в эпоху Просвещения. Начиная с XVIII века в социальной философии утверждается принцип историзма, то есть подход к явлениям с точки зрения их изменения во времени, их развития в определенном направлении. Если прежде философия истории ограничивалась провиденциалистской концепцией, то теперь сторонники научно-рационалистического подхода стали искать движущие силы разития в самом обществе и в окружающей его природе, а не в божественном разуме, хотя значение его, конечно, не отрицалось. Правда, недостатком любых социальных концепций оставался идеализм в понимании общества.