Общество: устройство и развитие, страница 5

5) Становление научного подхода к анализу общества в середине XIX века. Если философы-просветители трактовали общество как совокупность отдельных индивидов, обладающих определенными свойствами, способностями, действиями, то теперь центр тяжести исследований переносится на отношения между индивидами, причем на такие отношения, которые существуют объективно, то есть до, вне и независимо от сознания.
6.2. Принципы научного понимания общества

Философы-просветители внесли неоценимый вклад в становление научного подхода в социальных науках, но им был присущ идеализм в понимании общества - принцип, согласно которому сознание, разум, дух признаются конечной причиной исторического процесса, и все социальные явления объясняются, исходя из господствующих в данном обществе идей. Так, с точки зрения Сен-Симона, определяющее значение в истории имеют экономическая деятельность и порождаемые ею формы собственности, однако к экономическим переменам ведут новые моральные требования. Иными словами, движущей силой общественного развития выступают научные, политико-правовые, моральные, религиозные идеи, “безграничные возможности Разума”. Новая эпоха наступает, когда Разум становится всё более “зрелым”, понимает несправедливость, безнравственность, неразумность прежнего политического и экономического устройства. Если изменится идеология (религия, мораль, наука), то изменится и экономика. Сходных взглядов придерживались Вольтер, Тюрго, Кондорсе, Фурье, Конт...

Однако научное исследование предполагает знание объективных законов, которому подчиняется явление, то есть законов, действующих независимо от воли и сознания людей. В разработке представлений о таких законах состоит заслуга Маркса и Энгельса. Их вклад в развитие социальной философии не следует ни недооценивать, ни переоценивать (в ущерб огромному вкладу их предшественников и оппонентов).

Социальные явления можно условно разделить на явления, принадлежащие сфере сознания (духа), и явления, принадлежащие сфере общественного бытия. Общественное сознание - это духовная сторона исторического процесса. Общественное бытие - это совокупность материальных отношений в обществе, то есть отношений, складывающихся до вне и независимо от сознания. Можно дифференцировать следующие группы материальных отношений.

1) Отношения, складывающиеся между обществом и природой Отношения, обусловленные обменом веществом и энергией между обществом и окружающей природой, складывались миллионы лет и даже сегодня осознаются нами далеко не в полном объеме; природа и ее законы - грозная, неумолимая действительность.

2) Отношения, касающиеся естественного воспроизводства населения, его старения и других демографических закономерностей. Иногда данную сферу ошибочно ограничивают отношениями в сфере семьи и брака.

3) Производственно-экономические отношения (см. Раздел 6.4). Хотя крестьянин точно знает, какая доля урожая принадлежит лично ему, а какая - землевладельцам, он не сознаёт объективных законов (отношений), с железной необходимостью вызывающих к жизни именно ту форму собственности, с которой ему приходится мириться (см. Раздел 6.4).

4) Отношения между сферой производства и сферой потребления. Хотя кораблестроители сознают то, чем и зачем занимаются (строят корабли для мореплавателей), они не сознают объективных законов, которым подчиняется их деятельность, например, могут не задумываться над тем обстоятельством, что рост потребностей общества влечет за собой рост производства, а рост производства влечет за собой рост потребностей.

5) Некоторые другие отношения. Например, отношения, связанные с этногенезом, с расообразованием; возможно, отношения, связанные с возникновением и распространением языка; первичные отношения в сфере быта.

Основополагающее значение при анализе закономерностей общественного развития придается производственно-экономическим отношениям. Действительно, биологическая организация человека за последние тысячелетия не претерпела существенных изменений, окружающая природа также оставалась прежней (точнее, она изменялась, но как раз вследствие воздействия на нее со стороны социума; страны, находящиеся в сходных климатических условиях, часто демонстрируют существенные экономические контрасты), тогда как цивилизация шагнула далеко вперед. При этом непрерывным трансформациям подвергались орудия труда, предмет труда, характер производственной деятельности.