Общество: устройство и развитие, страница 3

1) Грехопадение человека привело к отчуждению его от Бога и к последующей истории, полной страданий, одиночества, отчуждения всего и вся, которое преодолевается на пути религиозной веры и спасения души (концепция, распространенная среди христианских религиозных философов).

2) Человек отчуждает свою сущность, направляет свою любовь на образ им же самим вымышленного сверхъестественного существа; соответственно, преодолевается отчуждение посредством критики религии (атеистическая концепция Фейербаха).

3) Индивид добровольно отчуждает свои права в пользу государства (или общества) со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями: государство порабощает своего создателя (социально-политический аспект проблемы, освещенный в трудах Гоббса, Руссо, Гельвеция).

4) В процессе своего развития мировой дух самоотчуждается в свое инобытие, в природу, а затем в процессе познания противостоящего ему предметного мира это отчуждение снимает (теория Гегеля). Отчуждение - результат вечного противоречия между творческой жизнью и застывшими “объективированными” (вещными) ее формами, то есть продуктами ее творчества (теория Зиммеля).

5) Истоки отчуждения - в разделении труда, в стихийном характере производства, в господстве товарно-денежных отношений и частной собственности, которые приводят к возникновению классов и к эксплуатации человека человеком (социально-экономический аспект проблемы, раскрытый в трудах Маркса).

6) Отчуждение связано со становлением промышленного общества, с индустриализацией, которая ведет к росту дезинтеграции и индивидуализма (к утрате чувства общности), к бюрократизации, к засилию бездушного интеллекта и подавлению творческого начала (на этих моментах акцентировали внимание Шпенглер, Вебер, Дюркгейм).

7) Каков наш способ отношения к природе: к окружающим вещам, к собственному телу? Мы стремимся познать объект и подчинить его своей воле (чтобы не погибнуть). В одиночку мир не завоевать, совместная же деятельность предполагает принуждение. Принуждение физическое, экономическое, идеологическое, моральное. Поэтому обратной стороной познания-покорения природы оказывается распространение практики господства-подчинения в самом обществе. Господство - это тип межличностных отношений и тип экономического уклада, это идеология, это образ жизни всех и каждого. Всюду просвечивает власть человека над человеком: хозяина над рабом, государства над гражданином, родителей над детьми, учителя над учеником, врача над пациентом, умного и знающего над неосведомленным... Любая социальная группа пытается детерминировать поведение остальных. Часто диктат бывает обоюдным. У нас формируется потребность повелевать и подчиняться, соучаствовать во власти. Однако взаимное насилие не делает нас свободными. Господство (желание доминировать) извращает смысл моральных норм и законов, обезображивает общество, разъедает душу и приводит к тотальному отчуждению (данный подход получил развитие в трудах Маркузе, Адорно, отчасти в трудах Мишеля Фуко).

Одни исследователи считают отчуждение непреодолимой, сущностной характеристикой человеческого бытия, другие - временным, исторически преходящим состоянием. Но, в таком случае, каковы существенные признаки “нормального”, “здорового” социального бытия? Каковы сущностные силы человека (или его “родовая сущность”, как выражались философы-просветители), то есть совокупность тех возможностей, потребностей, способностей, которые реализуются в ходе истории человечества. К тому же, изменяется ли сама сущность человека в ходе истории или остается вечной и неизменной? Гуманизм - система воззрений, суть которой заключается в признании неотъемлемого права человека на счастье, свободу, развитие всех своих способностей. Благо человека служит критерием оценки, как отдельных социальных явлений (например, для оценки научно-технического прогресса, узаконенной эвтаназии, религиозного либо атеистического воспитания), так и общества в целом (феодального или рабовладельческого, капиталистического или социалистического, “западного” или “восточного”). Однако именно благо-то человека и понимается разными людьми по-разному. Поэтому сущность гуманизма превращается в трудную философскую проблему.