Революция в военных делах и стратегическая безопасность (Дискуссия в редакции журнала “Международная жизнь”), страница 9

В связи с этим возникает так называемая стратегия непрямых действий. Раньше мы ее сводили только к военной стороне дела, а стратегию надо рассматривать в более широком плане. В этой стратегии непрямых действий, как нигде, переплелись политические, экономические, информационные и военные средства. Они настолько переплелись и друг на друга влияют, что вычленить оттуда чисто военную стратегию уже невозможно. Речь идет о том, чтобы максимально пытаться решать военными, экономическими, информационными и другими средствами задачи обеспечения оборонной безопасности, задачи предотвращения конфликтов. Это вроде общеизвестные вещи, но если взять нашу Россию, у нас есть опыт Советского Союза, и мы знаем, каким путем внутренних ошибок и внешнего влияния оказалось, что у нас не стало Советского Союза. Какие уроки извлечены? Мы много говорим на эту тему, но у нас не хватает хорошо продуманных мер в государственном масштабе, чтобы политическими, невоенными средствами предотвратить конфликты и обеспечить оборонную безопасность. Даже в Законе об обороне нет требования создать экономическую основу для обороны. Раз не ставится задача, значит, ее и выполнять не будут. Сейчас нужно в научном плане и путем практического освоения проработать способы, как влиять на оборону невоенными средствами.

Но если говорить о новом во всем военном деле — стратегии непрямых действий — мы видим, как все это осуществляется. Это не сразу военные действия: эмбарго, экономическая блокада и другие мероприятия, подрывные специальные операции, информационные операции. Надо научиться отвечать на эти вопросы. Это важнейший элемент обеспечения обороны нашей страны.

Появление высокоточного и безъядерного оружия позволяет эффективно решать целый ряд вопросов и задач по поражению противника. Это дальнобойные средства, которые позволяют проводить так называемые неконтактные операции и наносить поражение противнику и т.д. Изменится характер боевых действий, не все будет решаться прямым столкновением, а прежде всего такими дистанционными средствами.

Я хотел еще обратить внимание на один аспект. Поражение издалека, скажем, Югославии. Американская армия вместе со своими натовскими союзниками не воюет с противником. Какие они наносят удары: по электростанциям, мостам, больницам, по другим гражданским объектам. Поражая гражданские объекты экономики, они жертву агрессии ставят перед неизбежностью капитуляции. И это называется стратегия для ХХI века как самая технологичная, передовая и т.д. В результате получается: в Первую мировую войну из общих потерь потери гражданского населения составили 5 процентов, во Вьетнаме потери гражданского населения — уже 95 процентов, теперь в Югославии — почти 100 процентов. Потерь военных почти нет.

Вся эта стратегия — государственный терроризм. Это государственный терроризм путем ударов по гражданским объектам, что заставляет ту или иную страну капитулировать. Чем эта стратегия отличается от того, что делает бен Ладен или Басаев? Они тоже захватывают больницы, захватывают заложников и диктуют государству или правительству те или иные свои условия. Поэтому надо делать соответствующий вывод с точки зрения международного права, с точки зрения моральной. Это должно получить свою соответствующую оценку.

С.Рогов. Хочу отреагировать на реплику уважаемого президента Академии военных наук. Нельзя абсолютизировать роль ядерного оружия в обеспечении безопасности России. Более того, если мы сделаем такой вывод, мы не сможем обеспечить нашу безопасность. Если говорить о тех военных конфликтах и войнах, в которые наша страна была вовлечена в последние десятилетия, — Афганистан или Чечня, — то, конечно, ядерное оружие отнюдь не играло в таком вооруженном противоборстве сколько-нибудь серьезной роли. На сегодня в условиях, когда Россия по целому ряду не военных показателей, а определяющих мощь государства, в первую очередь экономических, находится в неудовлетворительном положении, когда состояние наших обычных вооруженных сил также является неудовлетворительным, надежное ядерное сдерживание позволяет нам осуществлять необходимые экономические, политические и военные реформы в течение достаточно ограниченного срока времени, для того чтобы вывести страну из кризиса и стать действительно великой державой не по одному, а по целому ряду ключевых параметров силы.