Революция в военных делах и стратегическая безопасность (Дискуссия в редакции журнала “Международная жизнь”), страница 5

В соответствии с тем документом, который мы подписали в 1972 году, любая страна может создавать любое количество испытательных полигонов, но при этом мы в то время ограничили количество пусковых противоракетных установок до 15 штук. В результате, если сейчас американцы начнут строить эти испытательные полигоны и это будет происходить в рамках существующих договоренностей — тут вопросов нет. Все будет зависеть от того, какое количество пусковых установок противоракет будет расположено на этих испытательных полигонах. Сейчас у них, по-моему, всего пара штук. То есть 13—14 штук они могут иметь на этих испытательных полигонах в рамках договоренностей по противоракетной обороне.

С.Рогов. Валентин Сергеевич, я добавлю. В следующих выступлениях в Конгрессе после этого брифинга шла речь о пяти установках и еще пяти установках, то есть 5 + 5 к тому, что есть. Но это укладывается в установленный потолок.

В.Кузнецов. Препятствием для того, чтобы это делать, остается Договор по ПРО 1972 года. Что им конкретно необходимо сделать? Устранить статью 5 из этого документа, которая запрещает строить мобильные противоракетные средства. Все остальное в настоящее время, я думаю, американцев вполне устраивает в этом документе.

После этого, когда они будут проводить серию испытаний, они постараются выяснить для себя, на что надо обратить особое внимание. Будет ли это морская составляющая, или наземная составляющая, или мобильная составляющая? Получится у них морской вариант — будут развивать морской вариант, получится у них несколько вариантов — будут их развивать. Но самое главное для них сейчас — это устранить препятствия, которые существуют в рамках договоренностей 1972 года. С учетом этого, я думаю, все переговоры, которые в ближайшем будущем предстоят нам с американцами в рамках тех экспертных групп, которые были согласованы нашими президентами, будут иметь целью заставить нас выйти из статьи 5.

В наших ли это интересах? С точки зрения Министерства обороны, это совершенно не отвечает интересам национальной безопасности России. Нельзя сейчас ломать ту договоренность, которую записали в 1972 году. Если это будет выбор Соединенных Штатов Америки, пускай это будет их личный выбор. Но с точки зрения Российской Федерации Договор 1972 года должен быть сохранен в неизменном виде. Если мы дадим повод пойти на изменение этой договоренности, тут будет масса проблем. Министерство иностранных дел знает, в чем эти проблемы. Прежде всего это проблемы в области наших политических отношений с другими государствами. В военно-техническом плане тоже. Будут проблемы в финансовом плане.

В.Чхиквишвили. Я думаю, что мы все прекрасно понимаем, какие проблемы стоят перед нами сейчас и в перспективе. Однако важно, чтобы поиск путей их решения происходил спокойно, без всякого ажиотажа.

Конечно, нам известны все последние публичные высказывания представителей администрации относительно глобальной ПРО. Конечно, мы отдаем себе отчет, в каком направлении движется Вашингтон. В то же время хочу повторить, что не все детали американских планов нам известны: что и как они планируют развертывать, что конкретно они хотели бы, например, изменить в Договоре по ПРО, сколько и каким путем они готовы двигаться в плане сокращения СНВ. Есть много и других вопросов. Если сравнивать, то диалог с администрацией Б.Клинтона по всем этим проблемам был более детализирован. Нам показывали всевозможные диаграммы, схемы, карты. Демонстрировали, что где будет расположено, куда что полетит и т.д.

То есть опять возвращаюсь в своей мысли о необходимости предметного экспертного диалога, с тем чтобы тщательно разобраться в американских планах.

С точки зрения академической элиты