Учебно-методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Технология восстановления автомобильных деталей», страница 8

Применение дополнительных ремонтных деталей (ДРД) заключается в том, что дефектную часть детали механически обрабатывают или удаляют, после чего (сваркой, на резьбе или другим способами) с ней соединяют ДРД. Затем ДРД обрабатывают под номинальный или ремонтный размер. Этим способом ремонтируют посадочные гнезда под кольца подшипников качения в корпусных деталях, кузова и др.

2). Обработка деталей давлением основана на использовании пластичности металлов. При этом металл под давлением перемещается в требуемом направлении по отношению к изношенным или поврежденным поверхностям деталей. Этот способ ремонта включает правку, осадку, раздачу, обжатие и др.

3). Ремонт деталей сваркой и наплавкой заключается в том, что дефектную деталь сваривают или на изношенную поверхность деталей наплавляют металл, после чего детали механически обрабатывают. Этот способ широко используют для устранения трещин на деталях рам, кузовов, стенках рубашки охлаждения головки и блока цилиндров двигателя, а также для наплавки поверхностей различных деталей для восстановления их первоначальных размеров.

4). Ремонт деталей напылением заключается в том, что на подготовленную соответствующим образом поверхность детали напыляют с помощью газовых смесей расплавленный металл или композиционный состав. Особый интерес представляет детонационное напыление, а также лазерное и плазменное. После напыления деталь обрабатывают под требуемый размер.

5). Ремонт деталей гальваническими покрытиями заключается в электролитическом осаждении металла на подготовленную поверхность детали. Наиболее известные способы – хромирование, никелирование, осталивание. Применяют также покрытия медью (меднение), никель – фосфатирование и др.

6). Ремонт деталей клеевыми составами и пластмассами. Данный способ позволяет заделывать вмятины, пробоины и трещины, соединять отдельные детали, создавать пластмассовые покрытия и т.д.

Места деталей, имеющие трещины, пробоины, вмятины, неровности, предварительно подготавливают, а затем заполняют клеевыми составами в виде паст. В некоторых случаях повреждения заделывают стеклотканью, пропитанной клеевыми составами. Этим способом заделывают трещины на стенках рубашки охлаждения головки и блока цилиндров, топливного бака и других корпусных и емкостных деталей.

Покрытия пластмассами применяют для ремонта изношенных деталей а также для выравнивания поверхностей кабин, кузовов, деталей оперения и других деталей перед окраской.

Выбор того или иного способа восстановления на конкретном предприятии зависит от технико-экономических показателей. Наиболее рациональным способом ремонта детали будет тот, который обеспечивает наибольший срок службы отремонтированной детали при наименьших затратах, не превышающих стоимость новой детали.

4.4 Выбор рационального способа восстановления детали

4.4.1 Общие указания

Рациональный способ восстановления деталей выбирается путем последовательного использования трех критериев:

-   критерий применимости,

-   критерий долговечности,

-   технико-экономический критерий.

Критерий применимости способа, учитывает его технологические свойства, а также конструктивные, технологические и эксплуатационные особенности детали.

Критерий долговечности позволяет оценить срок службы восстанавливаемой детали, обеспечиваемый рассматриваемым способом восстановления.

Технико-экономический критерий характеризует производительность и экономичность способа восстановления.

Общая методика выбора способа восстановления деталей конкретной группы состоит из 3-х этапов.

1-й этап. Рассматривают различные способы восстановления и выбирают из них такие, которые могут в принципе применяться, т.е. удовлетворяют необходимому критерию применимости (к сожалению, его невозможно выразить конкретным числом, хотя известны подходы к его вычислению [17]).

2-й этап. Из числа способов, отвечающих необходимому критерию применимости, выбирают те, которые обеспечивают последующий межремонтный ресурс восстановленных деталей, т.е. удовлетворяют требуемому значению критерия долговечности.