Общие сведения об устройстве пути. Габариты приближения строений и подвижного состава. Понятие о негабаритных перевозках. Особенности устройства ходовых частей ПС. Устройство рельсовой колеи в прямых, страница 3

Расчётная схема при определении максимально допустимой ширины колеи

Smax = hmin + μ + Tmin + a – 6 – r

Smax =25+1+1437+130-6-13=1574 мм

Smax = 1574 – 24 – 2 = 1548 мм

Smin = qmax + 1 = 1511 + 1 = 1512 мм

Минимально допустимая ширина колеи определяется возможностью заклинивания колесной пары между рельсами

Smin=qmax+1

Smin=1443+2.33+2.1+1=1512 мм

Нормы ширины колеи в прямых

Smax=1548 мм

Smin=1512 мм

2.6 Устройство рельсовой колеи в кривых. Нормы и допуски содержания ширины колеи в кривых

Особенностями устройства рельсовой колеи в кривых являются:

1.  Наличие возвышения наружной рельсовой нити для уравновешивания центробежных сил

2.  Наличие переходных кривых для плавного отвода возвышения и кривизны пути

3.  Уширение рельсовой колеи в кривых малого радиуса для улучшения вписывания жестких баз экипажей

4.  Укладка укороченных рельсов на внутренней нити для предотвращения забега стыков

5.  Устройства уширения междупутных расстояний на двухпутных линиях для соблюдения габарита приближения строений С

2.7 Виды вписывания тележных экипажей в кривые

Движение ходовой тележки (жесткой базы) по кривой складывается из двух составляющих:

 - поступательного по направлению продольной оси жесткой базы;

 - вращательного относительно некоторой точки О, называемой центром (полюсом) поворота

Вписыванием жесткой базы в кривую называется положение колесных пар относительно рабочих граней рельсовых нитей при установившемся  движении.

В зависимости от длины жесткой базы, радиуса кривой и скорости движения различают следующие виды вписывания:

 - свободное;

 - принудительное;

  -  заклиненное

Вписыванием жесткой базы в кривую называется положение колесных пар относительно рабочих граней рельсовых нитей при установившемся  движении.

В зависимости от длины жесткой базы, радиуса кривой и скорости движения различают следующие виды вписывания:

 - свободное;

 - принудительное;

  -  заклиненное

Свободное вписывание

При свободном списывании переднее колесо тележки гребнем набегает на наружний рельс в точке А и под действием сил У поворачивается относительно точки О, лежащей на задней оси (на пересечении радиуса перпендикуляра, опущенного на продольную ось жесткой базы из центра кривой).

Гребни других колес не касаются рабочих граней рельсов

Принудительное вписывание

Если ширина колеи недостаточна для свободного вписывания, то жесткая база направляется обеими нитями. Переднее колесо касается гребнем наружного рельса, а заднее – внутреннего.

Тележка поворачивается парой сил У1 и У2 полюс поворота находится между передней и задней осями

Заклиненное вписывание

При этом вписывании все колеса двухосной жесткой базы гребнями касаются боковых граней рельсов без зазоров.

В трехосной жесткой базе в таком положении оказываются крайние колеса, касающиеся гребнями наружных рельсов, и среднее колесо, касающееся гребнем внутреннего рельса.

Из-за большого сопротивления движению заклиненное вписывание в эксплуатации не допускается.

Центр поворота здесь находится посредине жесткой базы L.

2.8 Определение оптимальной ширины колеи в кривых из условия вписывания экипажей

При определении оптимальной ширины колеи за исходную принимают схему свободного вписывания. На слайде представлена схема такого вписывания для трехосной тележки с учетом разбегов h1 крайних осей.

Схема свободного вписывания трехосной тележки в кривую

Оптимальная ширина колеи в мм  Sопт определяется по формуле
Sопт=qmax+fн-h1+4,
где qmax – максимальная ширина колесной пары;
      fн – стрела изгиба наружного рельса в мм при хорде  АВ,               
            АВ=2(l+b);
      h1 – разбег первой колесной пары;
      4 – допуск на сужение колеи.
Величина стрелы fн определяется по формуле:

 

где l - расстояние от центра вращения тележки О до оси первой колесной пары, равное в данном случае длине жесткой базы L, мм;
      R - радиус кривой, мм;