Общие сведения об устройстве пути. Габариты приближения строений и подвижного состава. Понятие о негабаритных перевозках. Особенности устройства ходовых частей ПС. Устройство рельсовой колеи в прямых, страница 11

3.10. Крестовины, их марки. Конструкции крестовин

По конструкции крестовины делятся на: а) сборно-рельсовые;
б) сборные с литым сердечником; в) цельнолитые; г) сварные с литым сердечником в виде цельной отливки с наиболее изнашиваемой частью усовиков

1 — усовик; 2 — практическое острие сердечника;

3 — сердечник; 4 — усовая часть отливки;

5 — сердечник отливки; tr , — горло крестовины;

l1, l2 — соответственно передний и задний вылет крестовины;

Ок — математический цент крестовины.

Сборно-рельсовые крестовины – это старая конструкция, в настоящее время на наших дорогах встречается редко.
В этом типе все части крестовины, в том числе сердечник, собирается из рельсов обычного профиля.
Сборные крестовины с литым сердечником более мощные, чем сборно-рельсовые, однако в этих крестовинах большой расход легированной стали и недостаточный срок службы.

Наибольшее распространение получили крестовины, у которых литой сердечник изготовлен в виде общей отливки с наиболее изнашиваемой частью усовиков. Эти сердечники изготавливаются из закаленной высокомарганцевой стали. Так как поверхность катания колес имеет коничность, то верх усовиков в месте перехода колес с них на сердечник располагают на 5 мм выше сердечника.

Крестовина с литым сердечником в общей отливке с изнашиваемой частью усовиков.

Цельнолитые крестовины из высокомарганцевой стали применяют для высокоскоростного движения. Преимуществом таких крестовин состоит в малодетальности, устойчивости в работе. Недостатком является высокая стоимость. Крестовины с непрерывной поверхностью катания (с подвижным сердечником) в настоящее время широко применяются в различных конструкциях обыкновенных стрелочных переводов типа Р65 марки 1/11 для движения поездов со скоростью 140-160 км/ч и марки 1/18 со скоростями 250 км/ч

Сердечник гибкоповоротный, у которого одна ветвь, работающая на прямом пути, гибкая с обычным стыком и вторая ветвь, работающая на боковом пути, - поворотная и имеющая корневой стык вкладышно-накладочного типа.

Подвижные ветви сердечника изготавливают из острякового проката ОР65.

Подвижный сердечник переводится из одного положения в другое специальным переводным механизмом.

Срок службы их в три раза больше, чем у обычных жестких крестовин.

3.12 Соединительные пути стрелочного перевода. Переводные брусья

Соединительные пути, примой и криволинейный, соединяют стрелку с крестовиной. Криволинейный соединительный путь называют переводной кривой. Переводная кривая в типовых стрелочных переводах начинается сразу за корнем остряка и примыкает к прямой вставке перед крестовиной. Чем меньше угол крестовины, тем положе переводная кривая. Так, в переводе марки 1/11 типа Р65 радиус переводной кривой 300 м; марки 1/9 типа Р65 – 200 м. В симметричном переводе марки 1/11 типа Р65 – 500 м.

Рельсы соединительных путей, не имеющие подуклонки, укладывают на плоские двухребордчатые подкладки.
У самого корня остряка на нескольких брусьях рельсы соединительных путей опираются на общие башмаки.
На соединительных путях применяют как костыльные скрепления (пять костылей на каждую подкладку), так и шурупно-клеммные типа КД или КБ в зависимости от материала брусьев.
Последние, в частности, применяют в стрелочных переводах типа Р65 марки 1/18, типа Р65 марки 1/11 с подуклонкой, в переводах на железобетонных плитах и в опытных новых конструкциях переводов.

Переводные брусья.  Металлические части стрелочного перевода укладывают на переводных брусьях, связывающих конструкцию стрелочного перевода в единое целое. Переводные брусья изготавливают из тех же пород древесины и тем же способом, что и шпалы. По ГОСТу брусья изготавливают трех типов длиной от 3 до 5,5 м. В зависимости от длины брусья делятся на группы, каждая из которых отличается друг от друга на 25 см.На дорогах ОАО «РЖД» используется только брусья 1 и 2 типов. Брусья 3 типа предназначены для укладки в подъездные пути промышленных предприятий.