Общие сведения об устройстве пути. Габариты приближения строений и подвижного состава. Понятие о негабаритных перевозках. Особенности устройства ходовых частей ПС. Устройство рельсовой колеи в прямых, страница 2

Жесткой базой называют расстояние между крайними осями, которые при движении по прямым и кривым остаются параллельными друг другу. Жесткие базы бывают двухосными, трехосными и многоосными (паровозы).

Чем длиннее жесткая база, тем труднее экипаж вписывается в кривую.

1.1 Общие сведения об устройстве пути

Ж.д. путь – это комплекс инженерных сооружений и устройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеей.

Требования к ж.д. пути

1.  Ж.д. путь должен быть прочным и устойчивым, полностью соотв. Нагрузкам на оси ПС и скоростям.

2.  Должен обеспечивать расчетную пропускную способность

3.  Д.б. экономичным.

2. Дано:

R=400м

vmax доп. пасс и гр.-?

Решение

2.2 Размеры колесной пары. Взаимосвязь ширины колесной пары и рельсовой колеи.

Размеры колесной пары и ширины рельсовой колеи с учетом допусков тесно увязаны.

Шириной колесной пары называют расстояние между рабочими гранями гребней

q=T+h1+h2+2μ

где Т=1440±3 – насадка колес;

h1 и h2 – толщина гребней колес в расчетном уровне hн=33 мм;

hmin=25 мм;

μ=1 для вагонов и μ=0 для локомотивов.

Номинальные (без учета допусков)

размеры колесных пар:

Вагонных qнв=1440+2.33+2=1508

Локомотивных qнл=1440+2.33=1506

Максимальные размеры колесных пар

qmaxв=1443+2.33+2=1511

qmaxл=1443+2.33=1509

Минимальные размеры колесных пар

qminв=1437+2.25+2=1489

qminл=1437+2.25=1487

2.3 Поперечные профили колес. Взаимосвязь ширины колесной пары и рельсовой колеи

Поперечный профиль вагонного колеса

Коническая обточка колес нужна по двум причинам:

 - для обеспечения плавности движения;

 - для предотвращения седлообразного (желобчатого) износа поверхности качения.

Наличие коничности колес вызывает виляние колесных пар и тележек. Кроме того для улучшения передачи нагрузки от колеса на рельс устраивают подуклонку рельсов 1:20 на деревянных шпалах за счет клинчатых подкладок, а на железобетонных – за счет подуклонки подрельсовой площадки шпал.

Элемент с подуклонкой 1:7 нужен для улучшения перекатывания колеса через крестовину стрелочного перевода.

Взаимосвязь размеров колёсной пары
и рельсовой колеи

Ширина колёсной пары (колёсная колея) q = T + h1 + h2 + 2μ

Зазор в колее   δ = δ1 + δ2

2.4 Устройство рельсовой колеи в прямых. Нормы и допуски содержания колеи в прямых.

Ширина рельсовой колеи     

   S=q+δ

Номинальная ширина колеи в прямых участках отечественных железных дорог в соответствии с ПТЭ

Допуски на уширение +8 мм и 10 мм при скоростях движения менее 50 км/ч, а также – 4 мм на сужение колеи относятся к I степени и не требуют исправления

Старая российская колея (до 1970 г) составляла S=1524 мм →5 футов

Европейская колея S=1435 мм

Величины зазоров между гребнями колес и рельсами

δ=S-q

Номинальные зазоры

δнв=1520-1508=12

δнл=1520-1506=14

Минимальные зазоры

δmin=Smin-qmax

δminв=1516-1511=5 мм

δminл=1516-1509=7 мм

Максимальные зазоры

δmax=Smax-qmin

δmaxв=1528-1485=39 мм

δmaxл=1528-1487=41 мм

Нормы и допуски ширины колеи в кривых, установленные ПТЭ

•  Радиус, м                        Ширина колеи, мм

•  R³350                             S=1520+8(10)  –4

•  R=299-350                       S=1530+8(10)  -4

•  R<299                             S=1535 +6 (8,10) –4

При норме ширины колеи 1535 мм допуск +8 применяется в диапазоне скоростей 50-60 км в час. При скоростях менее 50 км в час допуск + 10 мм.

2.5 Минимальная и максимальная безопасная ширина колеи ( из условия провала колесной пары)

Максимальная ширина колеи определяется возможностью провала колесной пары между рельсами.

Возможность провала возникает тогда, когда одно из колес зависает 6-мм фаской на 13 мм выкружке рельса

Однако при гнилых шпалах и изношенных скреплениях провал возможен, когда одно из колес катиться по выкружке рельса элементом с коничностью 1:7.

Возникает распирающее усилие, под действием которого рельсы отжимаются и колесо проваливается.