Жесткой базой называют расстояние между крайними осями, которые при движении по прямым и кривым остаются параллельными друг другу. Жесткие базы бывают двухосными, трехосными и многоосными (паровозы).
Чем длиннее жесткая база, тем труднее экипаж вписывается в кривую.
1.1 Общие сведения об устройстве пути
Ж.д. путь – это комплекс инженерных сооружений и устройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеей.
Требования к ж.д. пути
1. Ж.д. путь должен быть прочным и устойчивым, полностью соотв. Нагрузкам на оси ПС и скоростям.
2. Должен обеспечивать расчетную пропускную способность
3. Д.б. экономичным.
2. Дано:
R=400м
vmax доп. пасс и гр.-?
Решение
2.2 Размеры колесной пары. Взаимосвязь ширины колесной пары и рельсовой колеи.
Размеры колесной пары и ширины рельсовой колеи с учетом допусков тесно увязаны.
Шириной колесной пары называют расстояние между рабочими гранями гребней
q=T+h1+h2+2μ
где Т=1440±3 – насадка колес;
h1 и h2 – толщина гребней колес в расчетном уровне hн=33 мм;
hmin=25 мм;
μ=1 для вагонов и μ=0 для локомотивов.
Номинальные (без учета допусков)
размеры колесных пар:
Вагонных qнв=1440+2.33+2=1508
Локомотивных qнл=1440+2.33=1506
Максимальные размеры колесных пар
qmaxв=1443+2.33+2=1511
qmaxл=1443+2.33=1509
Минимальные размеры колесных пар
qminв=1437+2.25+2=1489
qminл=1437+2.25=1487
2.3 Поперечные профили колес. Взаимосвязь ширины колесной пары и рельсовой колеи
Поперечный профиль вагонного колеса
Коническая обточка колес нужна по двум причинам:
- для обеспечения плавности движения;
- для предотвращения седлообразного (желобчатого) износа поверхности качения.
Наличие коничности колес вызывает виляние колесных пар и тележек. Кроме того для улучшения передачи нагрузки от колеса на рельс устраивают подуклонку рельсов 1:20 на деревянных шпалах за счет клинчатых подкладок, а на железобетонных – за счет подуклонки подрельсовой площадки шпал.
Элемент с подуклонкой 1:7 нужен для улучшения перекатывания колеса через крестовину стрелочного перевода.
Взаимосвязь размеров колёсной пары
и рельсовой колеи
Ширина колёсной пары (колёсная колея) q = T + h1 + h2 + 2μ
Зазор в колее δ = δ1 + δ2
2.4 Устройство рельсовой колеи в прямых. Нормы и допуски содержания колеи в прямых.
Ширина рельсовой колеи
S=q+δ
Номинальная ширина колеи в прямых участках отечественных железных дорог в соответствии с ПТЭ
Допуски на уширение +8 мм и 10 мм при скоростях движения менее 50 км/ч, а также – 4 мм на сужение колеи относятся к I степени и не требуют исправления
Старая российская колея (до 1970 г) составляла S=1524 мм →5 футов
Европейская колея S=1435 мм
Величины зазоров между гребнями колес и рельсами
δ=S-q
Номинальные зазоры
δнв=1520-1508=12
δнл=1520-1506=14
Минимальные зазоры
δmin=Smin-qmax
δminв=1516-1511=5 мм
δminл=1516-1509=7 мм
Максимальные зазоры
δmax=Smax-qmin
δmaxв=1528-1485=39 мм
δmaxл=1528-1487=41 мм
Нормы и допуски ширины колеи в кривых, установленные ПТЭ
• Радиус, м Ширина колеи, мм
• R³350 S=1520+8(10) –4
• R=299-350 S=1530+8(10) -4
• R<299 S=1535 +6 (8,10) –4
При норме ширины колеи 1535 мм допуск +8 применяется в диапазоне скоростей 50-60 км в час. При скоростях менее 50 км в час допуск + 10 мм.
2.5 Минимальная и максимальная безопасная ширина колеи ( из условия провала колесной пары)
Максимальная ширина колеи определяется возможностью провала колесной пары между рельсами.
Возможность провала возникает тогда, когда одно из колес зависает 6-мм фаской на 13 мм выкружке рельса
Однако при гнилых шпалах и изношенных скреплениях провал возможен, когда одно из колес катиться по выкружке рельса элементом с коничностью 1:7.
Возникает распирающее усилие, под действием которого рельсы отжимаются и колесо проваливается.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.