Отчёт об учётно-аналитической производственной практике в Сморгонском районном потребительском обществе Гродненского опс, страница 28

Из таблицы 10.1 видно, что организация учёта в ЧТУП “Сморгонская коопавтобаза” находится на достаточно приличном уровне по сравнению с уже рассмотренными нами выше организациями. Однако и здесь имеются некоторые, на взгляд автора, существенные недостатки. Во-первых, – отражение в учёте недостач товарно-материальных ценностей без применения счёта 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей”. Такое отражение данной операции является своеобразной “болезнью” практически для всех организаций системы Сморгонского райпо. Во-вторых, наличие в учёте одновременно двух методик списания общехозяйственных расходов (часть расходов списывается на 20 счёт, а часть – на счёт реализации (см. таблицу 9.1)), чего не должно быть в принципе. В данном случае в учётной политике организации может быть предусмотрен один из следующих вариантов: либо все расходы, учтённые на 26 счёте списываются сначала в дебет 20 счёта, а затем в общей сумме переносятся на счёт реализации (так называемый учёт по полной себестоимости), либо расходы с 26 счёта сразу списываются на счёт реализации (так называемый учёт по производственной себестоимости). Но, учитывая тот факт, что законодательно второй вариант учёта в Республике Беларусь формально запрещён, организация обязана относить данные затраты в дебет счёта 20/3 “”Эксплуатация транспорта и средств связи”.

Что касается калькулирования себестоимости и установления тарифов на оказываемые организацией транспортные услуги, то данные обязанности возложены на экономиста по ценам. Тарифы устанавливаются по маркам автомобилей за 1 км. пробега и за 1 час работы. Для этого экономист по ценам составляет и производит (согласно вышеуказанного постановления) расчёты коэффициентов, учитывающих: общехозяйственные расходы на 1 рубль заработной платы водителей, премии за производственные результаты работы и специальные виды премий, заработную плату руководителей, специалистов и служащих, приходящейся на 1 рубль заработной платы водителей, которые утверждаются приказом руководителя организации. Кроме того, отдельным приказом руководителя утверждается порядок включения в состав себестоимости услуг стоимости топлива и автомобильных шин. Затем экономист по ценам на основании сведений о балансовой стоимости и пробеге автомобилей по группам составляет свод по группам автомобилей (с указанием затрат по каждому автомобилю и выведением усреднённых показателей по данной группе. При расчёте тарифов также учитывается амортизация прочих основных средств путём расчёта повышающего коэффициента.

На основании рассчитанных коэффициентов и прочих данных производится составление непосредственно самого расчёта тарифов на перевозку грузов по каждой группе автомобилей, которые затем утверждаются приказом руководителя  и помещаются в прейскуранты. После этого в Гродненский ОПС направляется прошение о рассмотрении и утверждении прейскурантов с приложением всех вышеперечисленных документов, а также пояснительной запиской и расчётами, подтверждающими обоснованность установления новых тарифов. Причём тарифы, указанные в прейскуранте для организаций системы райпо, перед направлением на утверждение в ОПС предварительно согласовываются с председателем Правления Сморгонского райпо и главным бухгалтером.

11. Учёт расходов на реализацию

Синтетический учёт расходов на реализацию в Сморгонском райпо ведут на счёте 44 “Расходы на реализацию” в разрезе отраслей деятельности. Для этого к счёту открыты следующие субсчета: 44/1 “Расходы на реализацию в торговле”, 44/3 “Расходы на реализацию в заготовках” и 44/7 “Расходы на реализацию в общественном питании”. В связи с применением автоматизированной обработки информации книги К-22, К-23 и К-24 в организации не ведутся, а аналитический учёт по счёту организован при помощи кодов аналитического учёта (КАУ) как показано в таблице 11.1:

Таблица 11.1