Отчёт об учётно-аналитической производственной практике в Сморгонском районном потребительском обществе Гродненского опс, страница 37

Одним из недостатков ведения учёта является отражение налога с продаж при постановке товаров на учёт по кредиту 68 счёта (Типовой план счетов рекомендует использовать для этих целей счёт 42/4 “Налог с продаж”, а Белкоопсоюз – 42/8 “Налог с продаж”). Игнорирование этой рекомендации приводит к тому, что организация автоматически увеличивает свою задолженность перед бюджетом по данному налогу уже на стадии оприходования товаров, хотя это должно происходить в момент реализации данных товаров путём распределения данного налога между реализованными товарами и их остатком в розничных торговых предприятиях. Более того, при осуществлении переоценки ТМЦ, отражении результатов инвентаризации и прочего выбытия товаров не производится выделение налога с продаж, что в свою очередь приводит к завышению суммы НДС в цене товара и торговых надбавок, списываемых в уменьшение, и ведёт к получению неверных значений среднего процента по НДС в цене товара и реализованным торговым надбавкам, которые являются основой при составлении расчётов распределения НДС в цене и торговых надбавок между остатком товаров и реализованными товарами. Это приводит к неправильному определению сумм НДС в цене товара и торговых надбавок, списываемых на реализованные товары в текущем месяце. Однако на этом ошибки не заканчиваются, так как в следующем месяце происходит дальнейшее искажение данных из-за использования неверно рассчитанного среднего процента. Большие проблемы имеются в райпо с осуществлением учёта на счёте 10 “Материалы”.

Имеются проблемы в райпо и со сроками составления и представления отчётности (особенно это касается материально-ответственных лиц). В некоторых случаях имеется задержка отчётности до 7 – 8 дней. Это приводит к тому, что нагрузка у бухгалтеров по обработке отчётов распределяется неравномерно в течение месяца и также приводит к запаздыванию по предоставлению данных с их стороны для получения сводной информации в целом по райпо.

Дела с организацией и ведением налогового учёта в райпо обстоят ещё хуже. Ведение налогового учёта ограничивается лишь составлением и представлением в налоговую инспекцию налоговых деклараций по уплачиваемым налогам и сборам  (см. приложение            ), хотя по требованию законодательства в организации обязаны вестись регистры налогового учёта. Более того, в составленных налоговых декларациях имеются исправления (что недопустимо), а информация некоторых из них вызывает откровенные сомнения в достоверности и реальности  отражённых данных. Если же учесть все те недостатки, которые были рассмотрены нами выше, то, по мнению автора, такие предположения являются вполне обоснованными.

Бухгалтерская отчётность в Сморгонском райпо составляется в соответствии с Правилами составления и представления бухгалтерской отчётности, утверждёнными Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 16 от 17 февраля 2004 года и Инструкцией о порядке формирования показателей бухгалтерской отчётности, утверждённой этим же постановлением. В состав бухгалтерской отчётности кроме обязательных форм включаются все внутрисистемные формы отчётности. Перед составлением бухгалтерской отчётности производится сверка встречных сумм по всем участкам учёта и формируется Главная книга (автоматизированным способом). Затем информация из Главной книги заносится главным бухгалтером в базу данных Проектировщика форм и выполняется процедура контроля введенной информации, то есть осуществляется пересчёт всех формул (так как данная программа была разработана РВЦ Белкоопсоюза на базе табличного процессора Microsoft Excel, то принцип её работы идентичен данному табличному процессору). Бухгалтерская отчётность, поступающая от структурных подразделений вручную проверяется и пересчитывается бухгалтером и только потом заносится в базу данных. После занесения информации по всем организациям системы райпо формируется СВОДНЫЙ баланс в целом по системе Сморгонского райпо. Сроки предоставления бухгалтерской отчётности для утверждения в ОПС – 10 число месяца, следующего за отчётным, а по годовому балансу – 1 марта года, следующего за отчётным. Нужно также отметить и тот факт, что в райпо вплоть до июня месяца 2005 года отчётность составлена с применением форм отчётности, действовавшей до 1 января 2005 года, что несомненно является достаточно серьёзным нарушением законодательства в области бухгалтерского учёта.