Отчёт об учётно-аналитической производственной практике в Лиозненском районном потребительском обществе Витебского ОПС, страница 4

Штатное расписание по системе Лиозненского райпо предусматривает следующий состав бухгалтерской службы: главных бухгалтеров – 5 человек, имеющих высшее образование; заместители главных бухгалтеров – 4 человека, имеющих высшее образование; бухгалтеров – 18 человек, в том числе 4 человека с высшим образованием и 14 человек со средним специальным образованием. Фактический состав бухгалтерской службы следующий: главных бухгалтеров – 5 человек (3 человека с высшим образованием и 2 человека со средним специальным образованием); заместителей главных бухгалтеров – 4 человека (2 человека с высшим образованием и 2 человека со средним специальным образованием); бухгалтеров – 17 человек (2 человека с высшим образованием и 15 человек со средним специальным образованием). Состав работников бухгалтерии по стажу работы разнообразен: имеются работники со стажем работы более 15 лет, молодые специалисты со стажем работы менее 2-х лет, большинство работников имеют стаж работы в качестве бухгалтера от 10 до 15 лет. Но в настоящее время наблюдается тенденция на омоложение работников бухгалтерской службы. Весь штатный состав работников бухгалтерии располагается в 3-х обособленных помещениях и разделяется следующим образом: бухгалтерия общественного питания и заготовок, бухгалтерия по расчётам и заработной плате, бухгалтерия розничной торговли. Главный бухгалтер райпо располагается в отдельном помещении вместе со своим заместителем.

Согласно учётной политики на 2004 год в райпо применяется мемориально-ордерная система учёта. Бухгалтерский учёт ведётся с применением вычислительно техники, но степень автоматизации выполняемых учётных работ в райпо крайне низкая. Из всех участков учёта автоматизированным можно назвать лишь учёт товаров и тары на товарно-распределительных складах, где информация по движению товаров и тары на складах (АРМ Товароведа) передаётся с помощью дискет в бухгалтерию и бухгалтер производит лишь импорт данных в свою ПЭВМ, тратя время лишь на проверку информации. Информация по движению товаров и тары в розничных торговых предприятиях и предприятиях общественного питания, а также кассе и расчётному счёту предоставляется в рукописном виде, поэтому бухгалтер тратит время не только на проверку, но и на ввод данной информации в базу данных.

Для ведения бухгалтерского учёта на ПЭВМ установлены программы АРМ Бухгалтера, АРМ Заработная плата, АРМ Основные средства, разработанные РВЦ Белкоопсоюза. У данных АРМов, на мой взгляд, имеется 3 существенных недостатка: 1) работа данных АРМов осуществляется под управлением операционной системы MS DOS, что в свою очередь затрудняет работу с программой (неразвитый интерфейс в отличие от программ, работающих под управлением операционной системы MS Windows, в частности, – отсутствие привычных в программах MS Office пиктограмм, невозможность широкого использования при работе с программой мышки (все действия в программе осуществляются с помощью функциональных клавиш), что увеличивает время выполнения операций); 2) неадаптированность АРМов под форму учёта, применяемую в райпо и  работа программы по технологии “от проводки”, а не “от документа”: отсутствуют практически все бланки документов, которыми оформляются произведенные операции, Это обстоятельство вынуждает некоторые бланки набирать в MS Word или MS Excel. Единственный участок учёта, работающий по технологии “от документа” является  учёт банковских операций, где сначала заполняется электронная форма платёжного поручения (с возможностью её распечатки), а затем формируются бухгалтерские проводки; 3) огромным недостатком данных АРМов является невозможность получения на основании информации, занесенной в базу данных, статистической и налоговой отчётности (в отличие от 1С: Бухгалтерия или Галактики), что очень важно в связи с ведением налогового учёта и большой трудоёмкостью выполняемых работ. Так, при составлении статистической и налоговой отчётности, бухгалтер вынужден дважды работать с одними и теми же данными (первый раз – при вводе информации, второй раз – при извлечении из базы данных для составления отчёта).