Отчёт об учётно-аналитической производственной практике в Лиозненском районном потребительском обществе Витебского ОПС, страница 26

Из изложенного выше можно сделать вывод, что учёт операционных и внереализационных доходов и расходов в райпо имеет ряд существенных недостатков и требует скорейшего их устранения и приведения учёта в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов. Кроме того, существующий порядок учёта на счетах 91 и 92 не обеспечивает бухгалтера своевременной и качественной информацией, необходимой для правильного ведение налогового учёта, что очень важно для организации в настоящее время в связи с обязательным ведением налогового учёта и что позволит избежать различных санкций по отношению к райпо со стороны налоговых органов и в без того тяжёлом финансовом положении, сложившемся в Лиозненском райпо на сегодняшний день. Рекомендации автора по устранению имеющихся недостатков в учёте операционных и внереализационных доходов и расходов и приведению его в соответствие с действующим законодательством будут приведены в следующей главе.

8.  Рекомендации по внесению изменений в учёт выручки от реализации, операционных и внереализационных доходов  и расходов, а также конечных финансовых результатов деятельности Лиозненского райпо

Приведённые выше факты (см. главы 2 – 7) указывают на наличие существенных недостатков в учёте выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), операционных и внереализационных доходов и расходов, которые в свою очередь ведут к  искажению конечных финансовых результатов как по отдельным отраслям деятельности, так и по системе райпо в целом. А если учесть и то обстоятельство, что с 1 января 2004 года субъекты хозяйствования должны параллельно бухгалтерскому вести и налоговый учёт, то положение становится ещё более удручающим, так как в райпо организация и технология ведения налогового учёта находится на очень низком уровне, что в свою очередь ведёт (причём с большой степенью вероятности) к искажению данных, используемых для исчисления налогов, подлежащих уплате в бюджет (налог на доходы, налог на прибыль, местные налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли) и, соответственно, к штрафным санкциям за неправильное исчисление налоговых платежей, а также пеням за несвоевременное перечисление их в бюджет. По этой же причине у главного бухгалтера могут возникнуть трудности и при составлении бухгалтерской (финансовой) отчётности, так как заполнение многих показателей данной отчётности ориентировано на качественное ведение налогового учёта.

Сложившееся на сегодняшний день положение в райпо, связанное с качеством ведения и достоверностью данных бухгалтерского и налогового учёта, прежде всего, по словам главного бухгалтера, связано с достаточно большим количеством осуществляемых райпо видов деятельности, а также с программным обеспечением, используемым для ведения бухгалтерского учёта. Ведение бухгалтерского учёта в райпо (как было сказано выше) осуществляется  с помощью программы АРМ Бухгалтера. Данная программа, как уже отмечалось выше, имеет ряд существенных недостатков по сравнению с аналогичными программами, предназначенных для ведения бухгалтерского учёта в организациях. Среди этих недостатков можно выделить и то, что для кода счёта и субсчёта отведено всего лишь 3 символа, что затрудняет ведение бухгалтерского учёта в многоотраслевых организациях (к числу которых также относятся и райпо) выручки от реализации в разрезе отраслей деятельности, операционных и внереализационных доходов и расходов и одновременное параллельное с бухгалтерским ведение налогового учёта. Поэтому в определённой мере автор разделяет мнение главного бухгалтера в том, что в данной ситуации достаточно трудно организовать ведение бухгалтерского, а тем более налогового учёта так, чтобы на их основании получить достаточно исчерпывающую и подробную информацию, необходимую для составления бухгалтерской (финансовой) отчётности, и при этом не нарушить положений, закреплённых в нормативно-правовых актах общего характера (особенно связанных с определением себестоимости продукции и расходов на реализацию, а также с исчислением различных налогов), Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учёта и одновременно соблюсти рекомендации Белкоопсоюза по организации ведения бухгалтерского учёта в организациях системы потребительской кооперации.