Возбудители особо опасных и зоонозных инфекций, энтеробактерий. Часть IV: Методические указания к практическим занятиям, страница 18

Период болезни

Фаза патогенеза

Материал для исследования

Метод исследования

Первая неделя болезни

Бактериемия

Кровь

Гемокультура

Вторая неделя болезни

Паренхиматозной диффузии

Кровь

Сыворотка

испражнения

Гемокультура

Реакция Видаля

Копрокультура

Третья неделя болезни

Выделительно-аллергическая

Кровь

Испражнения

Моча

Желчь

Сыворотка

Гемокультура

Копрокультура

Уринокультура

Культура из желчи

Реакция Видаля

Четвертая неделя болезни

реконвалесценция

Желчь

Испражнения

Моча

сыворотка

Культура из желчи

Копрокультура

Уринокультура

Реакция Видаля

Указанные сроки представляют схематическое обобщение и могут колебаться в каждом индивидуальном случае в зависимости от тяжес­ти болезни, возникновения рецидивов. Обнаружение возбудителя брюшного тифа и паратифов в крови всегда является показателем.

острого заболевания. У здоровых людей или людей выздоровевших  микробы в крови не циркулируют. Обнаружение возбудителей тифа и паратифов в желчи, моче или испражнениях служит свидетельством или острого заболевания, или показателем временного или хронического бактерионосительства.

Выделение чистой культуры проводят по одной и той же схеме, не зависимо от вида доставленного материала. Различия заключаются лишь в способе забора материала и выборе сред для первичного посева.

а) метод гемокультуры (выделение культуры возбудителя  из крови больного) является методом ранней диагностики, так как возбудителя можно выделить из крови с первого дня болезни.

         Кровь для исследования берут стерильным шприцом из локтевой вены и засевают на одну из накопительных сред сразу у постели больного. Кровь берут на высоте лихорадочного периода в объеме 10 мл., при понижении температуры количество бактерий в крови  уменьшается, поэтому объем крови для исследования увеличивают (объем определяют так: неделя болезни умноженная на 10 мл.). Чтобы избежать действия бактерицидных веществ и антител крови на бактерии, ее разводят питательной средой в соотношении 1:10. Для посева используют жидкие питательные среды с желчью, так как в ее присутствии тифозные и паратифозные бактерии размножаются быстро, кроме того желчь  нейтрализует действие антител, что также способствует размножению бактерий.

б) метод копрокультуры (выделение возбудителя из испражнений)

         Пробы испражнений следует отбирать из последней , более жидкой порции (из верхних отделов кишечника), непосредственно после дефекации. Их собирают стерильным деревянным шпателем или стерильной стеклянной палочкой из судна, обработанного кипяченой водой  в широкие короткие пробирки. Посев испражнений производят двумя способами –прямым- на агар Эндо или Плоскирева и на среды обогащения  

в) метод уринокультуры (выделение возбудителя из мочи)

        Мочу в количестве 20-25 мл. собирают в стерильную посуду с соблюдением правил, исключающих внесения посторонней флоры и доставляют в лабораторию. Перед посевом мочу центрифугируют и осадок засевают в среду обогащения и на плотные дифференциальные среды.

г) метод дуоденокультуры (выделение культуры из дуоденально­го содержимого)

Зондирование производят тонким зондом. Натощак забирают две
(А и В) или три порции (А, В и С) в стерильные пробирки. Посев
можно сделать из каждой порции или предварительно их смешать и
посеять смесь.                                                                                                                                  .

Этапы выделения гемокультуры I  день

10-20 мл стерильно взятой из локтевой вены крови засевают на 100-200 мл 10% желчного бульона или среды Рапопорт. Среда Ра­попорт позволяет уже на второй день дифференцировать тифозные бак­терии от паратифозных.  Паратифозные бактерии разлагают глюкозу, входящую в состав среды Рапопорт с образованием кислоты и газа, которые обнаруживают при помощи «поплавков» . Тифозные бактерии разлагают глюкозу только до кислоты.

Кровь можно засевать в желчь, при отсутствия желчи посев делают на дистиллированную воду.  Посев помещают в термостат при 37°С на сутки.

2 день

Через сутки можно наблюдать рост бактерий, что проявится в помутнении среды,  на стенках и на дне колбы лежит грязновато-белый осадок. Делают первый высев на одну из дифференциально-диагностических сред :  Эндо, Левина и др. независимо от видимых проявлений роста. Посев делают петлей штрихами. Посевы ставят в термостат на сутки.

Если результат будет отрицательный, через двое суток делают второй высев. При отрицательном результате третий высев можно сделать на 5-7 или 10 день. Отсутствие роста после седьмого дня позволяет дать отрицательный ответ.

3 день

На среде Эндо вырастает колонии,  которые просматривают нево­оруженным глазом и при помощи лупы. Возбудители брюшного тифа об­разуют на среде Эндо круглые уплощенные бесцветные слегка мутные колонии. Несколько подозрительных колония (5-6) выделяют на сре­ду Олькеницкого (скошенный столбик с лактозой, глюкозой, сахарозой и мочевиной) или Росселя (с лактозой и глюкозой). Посев производят следующим образом :  снятую колонию осторожно,  не задевая края про-

бирки, вносят в конденсационную жидкость, штрихами засевают всю окошенную поверхность, затем у основания "косяка" делают укол в глубину столбика. Пробирки с посевами ставят в термостат.

4 день

Просматривают посевы и отбирают для дальнейшего исследова­ния те из них, которые не разлагают лактозу и мочевину в течение первых суток. Если среди выделенных культур все расщепляют лакто­зу или мочевину, то исследование прекращают и выдают отрицатель­ный результат.

Таким образом,  для дальнейшего исследования отбирают культу­ры, которые ферментируют глюкозу до кислоты или кислоты и газа.