Описание работы типовых релейно-контакторных электрических схем управления электроприводами, страница 24

Через заданный промежуток времени контакт КТ1.2 включит электромагнит управления контактора КМ4, так как контакт КТ2.1 размыкается с выдержкой времени.

Разрядное сопротивление шунтируется контактом КМ4, на обмотку возбуждения индуктора подаётся полное напряжения от возбудителя, после чего двигатель автоматически входит в синхронизм. Несмотря на размыкание контакта КТ2.1, контактор КМ4 остаётся включенным благодаря контактам КМ1.2 и КМ4.2, а мостовой выпрямитель и два блокировочных реле времени КТ1 и КТ2 отключаются размыкающим контактом КМ4.1, лампа HL2 отключается.

Для остановки двигателя необходимо нажать кнопку SB1, контакторы КМ1 и КМ4 отключаются, и все элементы схемы возвращаются в исходное положение.

Вращающий момент синхронного двигателя пропорционален напряжению, подводимому к статору. Для сохранения момента при снижении напряжения сети в схеме предусмотрено увеличение тока возбуждения при помощи реле КМ2 и контактора форсировки КМ3, падение напряжения вызовет замыкание контакта КМ2.1 и включение контактора форсировки КМ3. Контакт КМ3 шунтирует регулировочное сопротивление возбуждения RPЕГ. При этом загорится сигнальная лампа HL3.

При увеличении напряжения сети до номинального значения контактор КМ3 выключается, а все его контакты принимают нормальное (исходное) положение, изображённое на схеме.

Автоматические выключатели QF1 и SF1 осуществляют максимально-токовую и тепловую защиту.

В случае лёгких условий пуска, когда статический момент сопротивления на валу двигателя составляет 0,25 – 0,35 номинального момента, обмотка возбуждения ротора может подключаться без разрядного сопротивления непосредственно к якорю возбудителя, который в процессе пуска самовозбуждается и обеспечивает автоматическое втягивание двигателя в синхронизм. При этом в схеме управления исключается наличие контактора КМ4, реле времени КТ1 и КТ2, а также реле КА1.

7.6 Схемы автоматической блокировки электроприводов

В многодвигательных приводах определённая последовательность включения, выключения, реверсирования, регулирования и торможения различных электродвигателей обычно обеспечивается при помощи блокировочных связей между цепями управления различных двигателей.

По назначению блокировки разделяются на:

-  технологические;

-   защитные.

          По исполнению блокировки бывают:

-  внутренние, осуществляемые между аппаратами одной схемы (электрические и механические);

-  внешние – между схемами различных приводов (электрические).

          Технологические блокировки используют для осуществления заданной последовательности работы схемы.

Технологические блокировки бывают внутренними и внешними.

          Примером внутренней технологической блокировки может служить блокировка в схеме управления, показанная на рисунке 7.6. Данная технологическая блокировка, выполненная при помощи контакта КТ1.2, позволяет осуществить заданную последовательность работы электропривода: сначала осуществляется подача предупредительного сигнала перед включением рабочего механизма, действующего определённое время, а только потом включение самого электропривода механизма.

          Примером внешней технологической блокировки может служить схема управления, в которой имеется возможность осуществления разрешения или запрещения работы одного электропривода при работающем или неработающем другом электроприводе одного или нескольких механизмов, связанных общим технологическим процессом.

          Защитные блокировки предотвращают ложные срабатывания в схеме  и защищают двигатели, механизмы, а иногда и операторов от неправильных действий.

          Примером могут служить применяемые в схемах блокировки реверсивных контакторов, линейных и тормозных контакторов, исключающие одновременные ложные включения контакторов (эти блокировки внутренние). Обычно они осуществляются с помощью механической связи (рычага, тяги с фиксатором), предотвращающей (запрещающей) их одновременное включение, и дополнительных электрических способов с помощью размыкающих контактов этих аппаратов, а также двухэлементных кнопок управления.

          К защитным внешним блокировкам относятся путевые блокировки, ограничивающие движения механизмов и защищающие их от поломок, и блокировки, защищающие оператора от его неправильных действий, например, на прессах,  где  заготовки устанавливают руками, применяется фотоэлектрическая защитная блокировка, осуществляемая фотодатчиком ВL (рисунок 7.29).

          Технологические и защитные блокировки в ряде случаев могут применяться с выдержками времени (рисунок 7.30).

По функциональному назначению блокировки подразделяются на  зависимые блокировки и блокировки «исключения».

Примерами реализации блокировок «исключения» могут служить блокировки в схемах управления электроприводов, которые показаны на рисунках 7.2, 7.3, 7.10, 7.12, 7.15 и иных рисунках. Блокировка «исключения» в данных схемах управления реализована при помощи контактов КМ1.2 и КМ2.2.