Описание работы типовых релейно-контакторных электрических схем управления электроприводами, страница 21

Рисунок 7.25 - Схема управления пуском и торможением
                                   двигателя постоянного тока с параллельной 
                                   обмоткой возбуждения в функции времени

При отключении двигателя кнопкой SB1 происходит динамическое торможение двигателя в функции времени.

При работающем двигателе (включенном контакторе КМ1) включено реле времени КТ3, контакт КТ3.1 замкнут, но контактор торможения КМ2 включен быть не может за счёт того, что действует блокировка «исключения», выполненная на контакте КМ1.4.

При нажатии кнопки SB1 электромагнит управления контактора КМ1 отключается, обесточивается реле времени КТ3, а контакт КТ3.1, имеющий задержку при возврате, на некоторое время подаёт напряжение питания на электромагнит управления тормозного контактора КМ2. Контакты КМ2 в якорной цепи двигателя замыкают якорную обмотку на тормозной резистор RT. При этом происходит динамическое торможение двигателя постоянного тока с параллельной обмоткой возбуждения.

Несколько проще получится схема управления (рисунок 7.26) пуском и торможением двигателя постоянного тока с параллельной обмоткой возбуждения, если применить принцип управления по току.

 На данной схеме кроме регулировочного сопротивления цепи возбуждения RВ показаны: тормозное сопротивление RT, включаемое параллельно обмотке якоря при её отключении от сети, и разрядное сопротивление RP, включаемое параллельно обмотке возбуждения.

В исходном положении обмотка возбуждения LM создаёт максимальный поток, так как она включена на полное напряжение через контакт КМ2.

При пуске двигателя кнопкой SB2 обмотка якоря подключается к сети контактором КМ1 через пусковое сопротивление RП. Реле управления пуском КА1 работает в функции тока якоря: при увеличении тока якоря замыкающий контакт КА1 шунтирует сопротивление RB, увеличивая магнитный поток возбуждения, а при уменьшении тока контакт КА1 размыкается и обмотка возбуждения LM включается последовательно с реостатом RB, чем снижается магнитный поток.

При пуске двигателя повышенный пусковой ток якоря включает реле КА1 и обмотка возбуждения LМ создаёт максимальный магнитный поток. По достижении определённой скорости включается контактор ускорения КМ2, шунтируется пусковое сопротивление RП в обмотке якоря, после чего двигатель работает на своей естественной характеристике. Когда ток якоря снизится (вследствие разгона двигателя), выключится реле КА1, а обмотка возбуждения LM окажется соединённой последовательно с регулировочным сопротивлением RB, что вызовет ослабление потока возбуждения  и увеличения тока якоря.

Реле КА1 снова сработает, увеличивая поток и повышая скорость вращения двигателя. За время пуска реле КА1 срабатывает несколько раз, пока двигатель не достигнет скорости, заданной регулировочным реостатом возбуждения RB. Такое вибрационное устройство, работающее в функции тока, упрощает схему по сравнению со схемами управления в функции времени.

+                                                           КМ1                                          -                                       LM                                             RB                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                KA1

                                                                                                                                                                  RP                                                                                                                                                                       KM2                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          ОЯ                                                                                                                                                                    RП                      KA1                       KM1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        KM2        KM2                                                                                                                                                                                                           KM1                  RT                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          SB2                                                                                                     SB1                                                                             KM1                                                                                   KM2.1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      KM1.1