Описание работы типовых релейно-контакторных электрических схем управления электроприводами, страница 13

                              M1

Рисунок 7.17 – Схема управления электроприводом по циклу: ход
                                         «вперёд», реверс в функции пути, ход «назад» и
                                         останов в исходном положении с торможением
                                        противовключением в функции скорости

Пуск двигателя производится кнопкой SB2, после чего привод перемещает рабочий орган производственного механизма вперёд. В крайней точке пути траектории перемещения двигатель останавливается конечным выключателем SQ1. Контакт  SQ1.1 отключает электромагнит управления контактора КМ1. Контакт SQ1.2 включает электромагнит управления контактора КМ2. Таким образом, двигатель автоматически реверсируется в функции пути.

          При достижении другой крайней точки траектории перемещения двигатель отключается конечным выключателем SQ2. Контакт SQ2.1 отключает электромагнит управления контактора КМ2. Благодаря замкнутому контакту SR в цепи электромагнита управления контактора КМ1 он включается на время, в течение которого скорость вращения ротора двигателя не снизится до величины значения уставки (настройки) отключения контакта SR за счёт действия тормозного момента.

          На самопитание контактор КМ1 установится не может, так как цепь самопитания разомкнута контактом SQ2.1. Это следует иметь в виду при повторном включении двигателя, т.е. кнопку пуск SB2 необходимо удерживать до тех пор, пока привод не переместится и конечный выключатель SB2 освободитcя от воздействия, в результате чего контакт SQ2.1 в цепи самопитания замкнётся.

Как и в любой схеме управления  реверсивным приводом в данной схеме имеется блокировка «исключения», выполненная при помощи нормально-замкнутых контактов КМ1.2 и КМ2.2, которая не позволяет одновременно включиться контакторам КМ1 и КМ2. Если  это произойдёт, то в силовой цепи возникнет режим короткого замыкания, который выведет из строя главные контакты контакторов.

          7.2 Схемы управления асинхронными трёхфазными

                электродвигателями с фазным ротором

Схемы управления двигателей с фазным ротором мало чем отличаются от схем управления асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.

          Различие схем управления определено только тем, что двигатели с фазным ротором практически никогда не включаются прямым пуском (т.е. когда фазная обмотка ротора замкнута накоротко).

Двигатели с фазным ротором применяются чаще всего в тех случаях, когда необходимо:

-  произвести регулируемый (плавный или ступенчатый) пуск электропривода;

-  обеспечить регулирование (плавное или ступенчатое) скорости в процессе работы производственного механизма (например, механизм перемещения или механизм подъёма подъёмно-транспортных машин);

-  обеспечить регулируемое торможение (плавное или ступенчатое) производственного агрегата.

Схема управления (рисунок 7.18) позволяет произвести ступенчатый пуск двигателя с фазным ротором в функции тока ротора при помощи реле ускорения КА3, КА4 и КА5.

Нажатием кнопки SB2 обмотка статора включается в сеть контактором КМ1 при полном сопротивлении пускового реостата в цепи ротора. Помимо пусковых сопротивлений в цепь ротора включены катушки токовых реле ускорения КА3, КА4 и КА5 с размыкающими контактами. Величина пускового тока колеблется от начального наибольшего значения до так называемого тока отключения, при котором шунтируется часть пускового сопротивления. Реле ускорения должны быть настроены таким образом, чтобы их токи отключения удовлетворяли условию IKA5 > IKA4 > IKA3; при этом их контакты размыкаются при наибольшем значении пускового тока и остаются разомкнутыми до тех пор, пока пусковой ток не уменьшится до величины тока отключения.