Описание работы типовых релейно-контакторных электрических схем управления электроприводами, страница 16

Нажатием кнопки SB2  обмотку статора включают в сеть контактором КМ1, одновременно подключаются к сети реле времени КТ1 и электромагнит управления контактора КМ3, соединяющего обмотку статора звездой  в силовой цепи при помощи трёх контактов КМ3(Y).

Двигатель включается и разгоняется при пониженном напряжении. Через заданный промежуток времени реле КТ1 отключает своим контактом КТ1.2 электромагнит управления контактора КМ3(Y) и включает контактом КТ1.1 электромагнит управления контактора КМ2(Δ), силовые контакты которого соединяют обмотку статора треугольником.

Так как в цепи управления электромагнита управления контактора КМ2(Δ) находится блок-контакт КМ3.1, включение контактора КМ2(Δ) не может произойти раньше отключения контактора КМ3(Y).

В промышленности очень часто встречаются производственные механизмы, в которых в качестве силовых двигателей применяются многоскоростные электродвигатели. Причём многоскоростные двигатели могут быть с различными сочетаниями скоростей, о чем было сказано выше в разделе 1.2.3.

Схема управления (рисунок 7.21) двухскоростного однообмоточного двигателя позволяет производить ступенчатое переключение скорости двигателя.

В качестве примера рассмотрена схема переключения обмотки статора с треугольника на двойную звезду с удвоением частоты вращения ротора.

Контактором КМ1 двигатель включается на первую ступень частоты вращения, а контакторами КМ2 и КМ3 на вторую.

Для включения двигателя на первую частоту вращения нажатием кнопки SB2 включается электромагнит управления контактора КМ1 и его силовые контакты в силовой цепи двигателя. Обмотка статора, соединённая треугольником, включается в сеть. Электромагнит управления реле времени КТ1 находится под напряжением, а его замыкающий контакт с выдержкой времени при размыкании КТ1.1 в цепи электромагнита управления контактора КМ1 замкнут.

Ступенчатый пуск двигателя на вторую частоту вращения выполняется при помощи промежуточного реле КL1, цепь электромагнита управления которого, замыкается пусковой кнопкой SB3. Замыкающие контакты КL1.1 и KL1.2 шунтируют соответственно пусковые кнопки SB2 и SB3, а размыкающий контакт КL1.3 отключает электромагнит управления реле времени КТ1.

       А        В        С        N                                                                                                                                                                                                                                                             QF1                                     SB2                                                                                                SB1                                                                KM1                                FU1                                                                                                                                                                                                                                                                                                            KM1.1                                                                                                                                                                                        
                                                                                                                     KT1                                                                                                                                                                         KM1                                                                                                                                                                        КТ1.1                                                                                                                                                               КМ2 (Δ)                                                                                                       KM3.1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        KT1.2                                                                                                     KM2(Δ)                                            KM3 (Y)                                                                                                       KM2.1                                                                                                                                                                                               M1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     КМ3 (Y)              

Пуск асинхронного двигателя с переключением

                                         обмотки статора со звезды (Υ) на треугольник (Δ)
                                         применяется для тех двигателей, которые нормально
                                         работают при соединении обмотки статора в треуголь
                                         ник. На время пуска обмотка статора соединяется
                                         звездой (для снижения величины напряжения на
                                         обмотке), а после разгона двигателя (при достаточной
                                         скорости), обмотка статора соединяются в
                                         треугольник (на полное рабочее напряжение).