Особенности композиции лаковых изделий японской школы Римпа, страница 9

В композиции использована перспектива японской живописи «ямато-э» (взгляд сверху). Изображение покрывает почти всю лаковую поверхность, сочетает в себе растительный и геометрический типы орнамента. Самым выразительным является контраст заостренных форм моста, листьев ирисов и округлых форм цветов. Интересно использование материалов для усиления выразительности: мост инкрустирован металлом, имеющим неровности и пятна, которые схожи с грубостью деревянных досок моста. Его фактура противопоставлена гладким изображениям листьев и цветов ирисов. Холодную гладкость золота Огата Корин использует для имитации гладких и прямых листьев ирисов, тогда как живые цветы инкрустированы перламутром, имеющим неровный нежный цвет, который как нельзя лучше передает особенность трепещущего живого цветка. За счет градаций светлого и темного в пластинах перламутра цветок приобретает трёхмерность и придает живость орнаменту.

В работах других мастеров школы Римпа не используется в полной мере выразительность фактуры материала (см. Приложение – Рисунок 12, 13, 14): металл используется только для создания ритма тоновых контрастов, перламутром инкрустируются цветы и листья, но опять-таки только для создания тонового или цветового контраста, его собственная выразительность не подчеркивается другими более грубыми материалами. В более позднее время мастера школы Римпа, создавая изделия в стиле Огаты Корина, стараются также использовать различные материалы, однако контраст фактур не всегда имеет у них собственную выразительность. Но в целом, мастера других видов декоративно-прикладного искусства Японии широко используют пластическую выразительность материалов.

Интерес представляет и другая работа Огаты Корина (см. Приложение -  Рисунок 16). Композиция так же переходит с одной плоскости шкатулки на другую, создавая непрерывный орнамент, но в данном случае он более абстрактный. Композиция легкая, динамичная, асимметричная, золотые линии воды будто плывут в чёрном пространстве. Здесь использованы контрасты масштабов, находящиеся в ритмической взаимосвязи: сочетание крупных округлых элементов, более мелких и тонких золотых линий. Водяные гиацинты представлены толстой скорлупой, а перламутр, жесть и свинцовые пластины используются для листьев. Огата Корин, как и в других своих лаковый изделиях, использует преимущества каждого материала: черный лак и золотые линии воды, сделанные в плоской технике «тогидаши» образуют гладкую поверхность воды, над которой выступают фактурные листья водяных гиацинтов.  Растительные мотивы так сильно стилизованы, что воспринимаются как геометрические. Незаполненные орнаментом области черного лака здесь уже приобретают самостоятельную выразительность и значение.

Д. Стэнли-Бейкер отмечает: «Произведения Корина – рисунки для тканей и лаков, так же так и живопись, - ценились за изысканную элегантность[17]». На основе проведенного анализа можно понять, какими приемами он добивался такого впечатления. Гений Огаты Корина развивался в живописи, тогда как лаковых изделий у него немного, но в них отразились основные принципы его творчества.

В лаковых изделиях более поздних мастеров – последователей его стиля – в разной степени отразились выразительные приемы Огаты Корина. В лаковой коробочке XVIII школа Римпа (см. Приложение -  Рисунок 17) использована диагональная композиция, она почти полностью покрывает поверхность, но лишена той степени обобщенности и четкости, характерной для Огаты Корина. Крышка выполнена в технике «такамаки-э» с использованием золота и инкрустацией стилизованных цветов гортензии и гибискуса оловом и перламутром. Если перламутр идеально подходит для изображения гортензии, то в остальных случаях материалы используются только для создания тоновых контрастов. Центр композиции занимают крупные массы цветов, в окружении большого количества более мелких. Градация масштабов элементов и их обилии хоть и связывает предметы в общую пышную композицию, но делает ее трудно читаемой и немного вычурной. Сравнивая с другую шкатулку в стиле Огаты Корина (см. Приложение – Рисунок 18) с этим изделием, можно отметить развитие лаконизма и асимметричности композиции. Ствол сакуры инкрустирован металлом и его матовая, шероховатая фактура контрастирует с цветами, но нет виртуозности изогнутых линий, за которые японские мастера так любят это дерево. В отличии от предыдущего изделия, здесь в недостаточной степени представлена градация масштабов изделия, нет резкого контраста больших, средних и маленьких масс, характерного для произведений Огата Корина. Это делает произведение менее выразительным, хотя оно довольно интересное. Данная коробочка стилистически больше похожа на работы художника Камисака Сэкка.