Особенности композиции лаковых изделий японской школы Римпа, страница 5

В XII веке власть в стране перешла от придворной аристократии к военному правительству во главе сёгуном Минамото Ёритомо. Изысканность и утонченность эпохи Хэйан сменилась грубоватой мужественностью эпохи Камакура. С этого времени лак стал изготавливаться не только для аристократии, богатых монастырей и храмов, но и для самураев, набирающих вес в обществе, и богатых горожан. В большом количестве изготовляли повседневные лаковые изделия, такие как подносы, чаши, музыкальные инструменты, коробки для косметики, обувь и многое другое. Украшались они черным или цветным лаком и маки-э.

Лак «кожа груши» широко использовался для украшения доспехов самураев, ножен мечей, сёдел и стремян. Особо ценные изделия для сёгуна и аристократов покрывали рельефным золотым лаком, инкрустируя его перламутром (техника «радэн»), раковинами и цветными металлами (см. Приложение – Рисунок 25, 26). Многие мастера лака работали при дворе сёгуна или даймё (феодала), создавая только для него уникальные произведения искусства.

Японский лак высоко ценился за пределами страны и вывозился в Китай, Корею и другие страны Азии. С середины XVI в. лак стал экспортироваться в европейские страны, в основном это был лак стиля «Намбан» (см. Приложение – Рисунок 3,4). Узор создавался перламутром на черном фоне лака. Декором служили национальные японские мотивы, дворцовые сцены, мотивы цветов и птиц. Наибольшей популярностью пользовались цветочные узоры, с тонкими, длинными стеблями, оканчивающимися открытыми венчиками цветов с пятью лепестками (возможно китайские колокольчики). Также художники, работавшие в этом стиле, подражали западной живописи и использовали западные сюжеты для украшения экспортируемых изделий. В Европе лак назвали «япан», причем так называли любую роспись золотом на черном фоне на любом материале. В высшем обществе изготовление коробочек, тарелок, пуговец в таком стиле было развлечением для знатных дам, и называлось «япанинг»[10]. Увлечение искусством Японии и Китая спровоцировало появление множества подделок, которые наряду с подлинниками широко использовались для декора мебели стиля «рококо». В начале XVIII века вывоз японского лака сократился, так как Китай активно имитировал японский стиль и постепенно вытеснил оригинальный японский лак[11].

В начале XVII века междоусобные войны закончились утверждением власти сёгуната Токугава, столица была перенесена в город Эдо (современный Токио). Это способствовало развитию торговли и ремёсел, все большее влияние приобрело сословие торговцев. Стремление богатого горожанина XVII–XVIII вв. к роскоши с наибольшей полнотой воплотилось в лаковых изделиях. В столице строятся дворцы и богатые усадьбы богатых купцов и дайме, которые украшаются резьбой и лаковой росписью. Значительное место в производстве лаковых изделий занимало изготовление инро — коробочек с несколькими ярусами маленьких ящичков для печатей, медикаментов, ароматических веществ (см. Приложение – Рисунок 16, 17). Инро были атрибутом мужского национального костюма, который был лишён карманов. Поэтому была разработана сложная система подвески небольших изделий к поясу: через них продевался шнурок и привязывалась бусина «одзимэ», затем шнурок пропускали под поясом и закрепляли с помощью «нэцкэ» (похож на брелок)[12]. В инро искусно комбинировались различные виды лаковой росписи, инкрустированные перламутром, слоновой костью, полудрагоценными камнями, яичной скорлупой, металлами и другими материалами. В подражание аристократам горожане соревновались в великолепии отделки инро и изысканности выбранного декоративного мотива.

В начале периода Эдо (1603—1868) произошло возрождение интереса к культуре эпохи Хэйан среди аристократии и наиболее культурных слоев японского общества, но наиболее интересным периодом развития японского декоративно-прикладного искусства является период Гонроку в конце XVII –начале XVIII вв. В этот период произошел необычайный подъем культуры, соединявший в себе всё, что было самого лучшего в мире изобразительного искусства. Отличительной особенностью был расцвет творчества индивидуальных художников в рамках традиционных школ. Появилось большое количество новых школ живописи, в частности, возник новый стиль, который позже был назван Римпа[13].