Особенности композиции лаковых изделий японской школы Римпа

Страницы работы

Содержание работы

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ИСКУССТВА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ  522800

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Особенности композиции лаковых изделий японской школы Римпа»

Выполнила

Студентка                           __________________

Научный руководитель,

Старший преподаватель   __________________  

Москва 2015
СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Предпосылки и историческое развитие лака в Японии………….…5

1.1. Философия искусства Японии…………………………………………..5

1.2. Техники  декорирования лаковых изделий…………………….………7

1.3. Исторические предпосылки развития лака…………………………… 10

Глава 2. Выявление особенностей в композиции изделий школы Римпа…  14

2.1. Развитие школы Римпа …………………………………………………14

2.2.Сравнительный анализ средств выразительности мастеров школы Римпа: ………………………………………………………………………...17

2.2.1.Хонами Коэцу……………………………………………………….17

2.2.2.Огата Корин…………………………………………………………19

2.2.3.Сакаи Хоицу…………………………………………………………24

2.2.4.Камисака Сэкка……………………………………………………...27

Заключение…………………………………………………………………...…28

Список литературы………………………………………………………….…30

Приложение……………………………………………………………….…….32


ВВЕДЕНИЕ:

Искусство Японии всегда привлекало своей выразительностью, экспрессивностью, самобытностью. Японцы стремятся приукрасить все окружающие их повседневные предметы, превращая каждое в произведение искусства.

Актуальность исследоваия обусловлена тем, что с момента открытия Японии для Европы к ее культуре не ослабевает интерес. Обособленное географическое положение и политика самоизоляции Японии с 1641 по 1853 гг. повлияли на развитие самобытного, ярко-индивидуального искусства Японии, в нем были разработаны собственные приемы выразительности, уникальные техники изобразительного искусства. Достижения изобразительного искусства этой страны оказали большое влияние на искусство Европы с конца XIX в. и требуют дальнейшего изучения.

Состояние и степень разработанности проблемы. Лаковые изделия начали вывозиться в Европу еще в XVI веке, в основном это были лаковые изделия графического (чёрно-золотого)  стиля и изделия школы «Намбан», остальные же многочисленные школы декоративного лака до XIX в. оставались неизвестными. Первым подробным исследованием экспортного лака является труд Оливера Импи, Кристиана Йорга «Японский экспортный лак: 1580 – 1850 гг.»[1], в этой работе освещены вопросы транспортировки и рынка в Европе, а также влияния лака и его использования в европейском контексте. Также важнейшими исследованиями в этой области являются монография Эльмара Вайнмаера «Нуримоно»[2] и Беатрикс Рагю «История японского искусства лаковой росписи»[3].  

Объектом исследования является лаковые изделия школы Римпа, а предметом выступают художественные средства выразительности лаковых изделий данной школы.

Материалы исследования. Основные источники представлены на русском и английском языках. Историческое развитие декоративного лака освещено на основе трудов Н.С. Николаевой, Д. Стэнли-Бейкер, Н. Каневской и О. Глухарёвой. Особенности отношения японцев к изобразительному искусству, а также его философия проанализированы на основе трудов Д.Т. Судзуки, Иссю Миура, Р. Ф. Сасаки. Анализ орнамента произведен на основе работ В.И. Ивановской, анализ композиции и средств выразительности лаковых изделий проведён на основе учебно-методической литературы по теории искусства И. Иттена, В.М. Мартынова и В.Г. Власова.

Целью данной работы является исследование композиционных средств выразительности, применяемых в лаковых изделиях школы Римпа.

В соответствии с целью будут решаться следующие задачи:

·  Рассмотреть философскию искусства Японии

·  Охарактеризовать историческое развитие декоративного лака

·  Проследить развитие школы Римпа

·  Выявить особенности декоративной композиции лаковых изделий

·  Проанализировать и сравнить средства выразительности, применяемые мастерами Хонами Коэцу, Огата Корин, Сакаи Хоицу и Камисака Сэкка

          Теоретическая и методологическая основа. В работе использован метод сравнительного анализа, описательный метод, а также метод синтеза и обобщения.

Структура работы. В соответствии с целью и задачами исследования структурно магистерская работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 31 стр. и включает 25 источников.


Глава 1. Предпосылки и историческое развития лака в Японии

1.1. Философия искусства Японии

Похожие материалы

Информация о работе