Особенности композиции лаковых изделий японской школы Римпа, страница 3

Лак изготовлялся из сока растения, который собирался из надрезов в стволе и ветвях дерева. Сок, профильтрованный через ткань, подвергался взаимодействию с кислородом и превращался в лак. От того, получен лак из сока ветвей или ствола, из старых деревьев или молодых, зависит качество лака, его консистенция и способность отвердевать. Лак придавал красоту, а главное крепость, деревянным изделиям. Использовалось в основном хвойное дерево «хиноки», которое не давало со временем трещин. Степень высушенности дерева обуславливает качество изделия, покрытого лаком. Лак наносят слоями на деревянную основу, которая перед этим покрывается мастикой, потом лак полируется до достижения совершенной гладкости, устраняются все дефекты и неровности. На первый слой лака наносится второй, наполовину смешанный с пшеничной мукой, бумагой, тонкой шелковой или конопляной тканью. Этот слой покрывает изделие полностью. Затем лак еще раз шлифуется пемзой и наносятся новые слои лака, смешанного с глиной (саби), а потом с порошком из толченых черепков глиняной посуды (дзиноко). 

Чёрный цвет лака получали, добавляя древесный уголь, красный цвет – добавляя ртутную киноварь. После этого накладываются последний слой лака «уванури», по верх которого по необходимости наносили декор. Весь этот сложный процесс заканчивается тщательной полировкой тонким порошком из древесного угля, а для последнего слоя используется порошок, в который добавлены обожженные рога оленя (цуно-ко).  После каждой операции следует продолжительная сушка в специальном шкафу (муро): лак обладает особенностью сохнуть только в теплой (от 38 до 44 градусов по Цельсию) и влажной атмосфере.[6] Изготовление лака иногда занимает до двух месяцев. Изначально лаком покрывали только деревянную домашнюю утварь, так как он очень прочен и не разрушается даже от горячей воды. Но позже лак стал употребляться для обработки металла, а также шёлка и бумаги, если требовалось изготовить лёгкое маленькое изделие, как например чашечка или блюдце.

Наиболее распространен был черных лак, получающийся в результате добавления к лаку солей железа или древесного угля. Красный лак изготавливался при помощи добавления киновари. Иногда мастера оставляли лаковую поверхность без узоров, так как само по себе глянцевое лаковое покрытие очень красиво, но чаще всего черный или красный цвет лака использовался как фон для декора. Рассмотрим основные виды способы украшения:

1.  «Маки-э» – это наиболее популярная техника украшения лаковых изделий в Японии. Он применялся уже в эпоху Хэйан (794 по 1185 гг.) для украшения предметов роскоши и мебели для знати и храмов. Рисунок наносился на непросохший лак цветной, золотой или серебряной пудрой, иногда вырезался из тонкой металлической фольги. Металл прилипал и оседал в прозрачном лаке. После просушки поверхность полировалась, покрывалась верхним слоем лака и снова полировалась (см. Приложение - Рисунок 1 Коробочка для письменных принадлежностей «Волны и колеса жизни»).

2.  «Тогидаши» – картинку маки-э покрывали прозрачным лаком и полировали вровень с поверхностью изделия (см. Приложение – Рисунок  16).

3.   «Хирамаки-э» – изображение возвышалось низким рельефом (см. Приложение – Рисунок 8 – в этой технике выполнены лодки).

4.   «Такамаки-э» – разновидность «маки-э», отличалась высоким рельефом изображения, возвышающимся над гладкой поверхностью фона. Декоративный мотив создавался смешением лака, шпаклевки, свинцовых белил, сажи, камфоры. Сверху этот высокий рельеф покрывался золотой или серебряной фольгой (см. Приложение Рисунок 8, 17).

5.   «Наси-дзи» – золотую пудру распыляют на прозрачный лак, после высыхания лака получается поверхность, похожая на кожицу спелой груши. Крупинки золота могли полностью перекрывать всю поверхность или оставались лишь тонко распыленными. Оттенки пыли создавали тонкие нюансы тона, никогда прежде невиданные в декоративном искусстве (см. Приложение – Рисунок 2 – фон выполнен в технике «наси-дзи»).