Особенности композиции лаковых изделий японской школы Римпа, страница 11

Как отмечает в своих исследованиях Д.Т. Судзуки, когда чувства достигают наивысшей точки, мы немеем, мы храним молчание, потому что слова здесь бессмысленны. Но слишком полное самовыражение не оставляет места для домысливания, а в этом и есть секрет японского искусства[18].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с целями и задачами данного исследования мы пришли к следующим выводам:

·  Философия Дзен-буддизма оказала влияние на все виды изобразительного искусства, в том числе и на тематику и композицию лаковых изделий.

·  Мастера декоративно-прикладного искусства Японии создали уникальный стиль декоративного лака, творчески переработав искусство Китая, добились необыкновенной выразительности и красоты в своих произведениях. Лаковые изделия создавались для аристократии и высших сословий, поэтому техники декора отличались разнообразием и высоким уровнем развития, благодаря чему лак стал экспортироваться в страны Европы и Азии.

·  Развитию школы Римпа способствовал высокий спрос на предметы роскоши в XVII – XVIII вв., большое влияние на концепцию произведений школы Римпа оказала эстетика эпохи Хэйан. Мастера, принадлежавшие к этой школе, проявили себя в разных видах изобразительного искусства, сформировали собственный стиль. Выработанные выразительные приемы также применялись в лаковых изделиях.

·  В результате анализа лаковых изделий были выделены следующие особенности композиции: асимметричность, диагональное направление в структуре орнамента, сочетание статики и динамики. В особенно виртуозно декорированных лаковых изделиях орнамент переходит с одной плоскости изделия на другую, образуя единую композицию.

·  В результате сравнительного анализа были выявлены различные экспрессивные контрасты, методы стилизации, которые использовали и развили художники школы Римпа. К ним относятся: ритмические контрасты масштабов и форм, контрасты геометрического и растительного орнамента, контрасты цвета и тона, экспрессия линии и рисунка, выразительность незаполненного орнаментом пустого пространства, пластическая выразительность различных материалов (золото, серебро, олово, кораллы, перламутр, слоновая кость и т.д.).

·  Исследованные композиционные приемы могут с успехом применяться во всех отраслях изобразительного искусства. Накопленный опыт должен быть переработан и использован современными художниками, для достижения гармонии и лаконичности в своих произведениях, так как наиболее выразительно и экспрессивно то произведение, в котором, как говорил Василий Кандинский, идеален баланс между скрытым и явным.[19]

В данном исследовании не рассматривались остальные школы лака, в том числе и цветного.  Таким образом, дальнейшее исследование  декоративно-прикладного искусства Японии, в частности лаковых изделий, обогатит  изобразительное искусство других стран новыми техниками и приемами экспрессии.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Азиева Е.В. Основы композиции. / Е. В. Азиева. Омск: ОГИС, 2006 - 103 с.ил.

2.  Аттербери, Ричард Иллюстрированная энциклопедия антиквариата.(Мебель. Стекло и фарфор. Серебро. Часы. Вост. Изделия) / Ричард Аттербери, Ларс Тарп (Пер. с англ. Е.Кривенькой и др.) / М.: ТриVиум, 1997 - 332 с.

3.  Афонькин С.Ю. Нэцкэ / сост. С.Ю. Афонькин / М.: «Оникс», 2007 – 320 с.

4.  Власов, В.Г. Основы композиции декоративно-прикладного искусства. / В. Г. Власов. / СПб.: Образование , 1997 - 78 с.ил.

5.  Иттен, Иоханнес. Искусство формы: мой форкурс в Баухаузе и других школах / Иоханнес Иттен; [пер. с нем.: Людмилы Монаховой]. - Изд. 6-е / М.: Д. Аронов, 2014 – 135 с.ил.

6.  Кандинский В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский      М.: Архимед, 1992 – 107 с.