Особенности композиции лаковых изделий японской школы Римпа, страница 10

Позднее стиль Огаты Корина был творчески переработан художником Сакая Хоэцу, который немало способствовал популяризации Огаты Корина.


2.2.3.Сакаи Хоицу

Мастера школы Римпа более позднего времени изготовляли лаковые изделия по рисункам мастеров этой школы, не работавших в технике лака. Примером могут послужить работы Хара Ёюсай (1772–1845 гг.), создававшего инро на основе рисунков Сакая Хоэцу (см. Приложение – Рисунок 19). Лак украшен в технике «маки-э» золотом, серебром и кораллами. Композиция имеет диагональное движение, при этом самая верхняя птица движется навстречу остальным, ограничивая композицию. Этот прием можно часто наблюдать в японском изобразительном искусстве, когда с помощью движений персонажей художник расширяет или замыкает пространство картины. Птицы резко противопоставлены друг другу, задавая движение взгляда зрителя и живость сюжету. Если воробьи изображены реалистично, то большие массы снега и кусты декоративны, и таким образом элементы композиции контрастируют и выделяют друг друга.

Другое инро Хара Ёюсая по проекту Сакая Хоицу (см. Приложение – Рисунок 20) декорировано изображением цветущей сливы, выполненным в технике «такамаки-э», с использование золота, серебра, цветного лака и и инкрустации кораллами. Фон сделан в технике «наси-дзи», непросохший лак был посыпан золотой пудрой, за счет этого он мерцает наподобие воздуха. Композиция закручена по спирали с акцентом на ярко-красном, большом цветке сливы и была бы закрытой и плоскостной, если бы пространство не расширялось тонкой веткой, противопоставленной изогнутому стволу. С её помощью даётся глубина композиции, она расширяет пространство и уводит взгляд вверх, уходя за пределы фронтальной плоскости инро. Мастер умело располагает главную акцентную точку в стороне от центральной вертикальной оси, внося этим асимметрию и динамику в композицию. Контраст между грубым стволом и цветами выражается в рисунке, здесь противопоставлены острые и округлые формы. Все элементы декора находятся в ритмической взаимосвязи масштаба, поэтому вся композиция смотрится гармоничной. В отличие от ранее рассмотренного изображения сакуры в стиле Огаты Корина (см. Приложение – Рисунок 18), ствол сакуры у Сакая Хоэцу более реалистичный, он имеет сучку, неровности и дупла, свойственные деревьям. Произведения Сакая Хоицу не так условны, как у Огаты Корина, и, как можно видеть на примере этого инро, сочетают в себе обобщение и натурализм. Их можно также противопоставить лаковым изделиям мастера Камисака Сэкка, которые имеют очень условный характер.


2.2.4.Камисака Сэкка

Творчество Камисака Сэкка основано на традициях школы Римпа и испытало влияние европейского искусства. Созданные им образы отличаются обобщенностью, поэтому являются отражением общей сути предмета, а не реальным объектом. В лаковых коробочках для письменных принадлежностей (см. Приложение – Рисунок 21, 22) он применяет диагональную S-образную композицию, она читается за счет выделения золотыми элементами орнамента. Имея самый светлый тон во всем изображении, золотые пластины маки-э задают движение композиции. Похожий приём можно наблюдать в лаковом изделии Хонами Коэцу (см. Приложение – Рисунок 10).Элементы декора коробочки Камисака Сэкка расположены в верхней правой части композиции, делая ее асимметричной. Во второй коробочке (см. Приложение – Рисунок 22) акцент на человеческой фигурке в окне, который смотрит в пустоту перед домом, незаполненную элементами декора. Таким образом художник апеллирует  к внутреннему миру зрителя, побуждая заполнить эту пустоту собственными мыслями и переживаниями. Этот же прием Камисака Сэкка использует в другой своей работе (см. Приложение – Рисунок 23), в которой придворный эпохи Хэйан вглядывается в чёрную пустоту лака. Можно сказать, что в этой работе в полной мере проявился символизм и лаконичность японского искусства, которое во всех своих проявлениях в первую очередь обращается к своему ценителю, лишь задавая общее направление и мысли, и оставляет возможность зрителю самому наполнить его содержанием.