Особенности композиции лаковых изделий японской школы Римпа, страница 6

Во второй половине XIX в. понижается художественная ценность лаковых изделий, формы становятся вычурными, украшения чересчур сложными и изощренными. Это вызвано массовым спросом на изделия после японской выставки в Париже в 1867 году.  С одной стороны, возрос экспорт в страны Европы и США, с другой стороны в самой Японии лаковые изделия стали менее востребованными. Искусство Японии оказало большое влияние на развитие европейской живописи конца XIX века.


Глава 2. Выявление особенностей декоративной композиции школы Римпа

2.1.Развитие школы Римпа

Основателями школы Римпа были Хонами Коэцу и Такагаминэ Сотацу. Хонъами Коэцу происходил из известной семьи  знатоков оружия, широко известной среди аристократов. В 1615 году сёгун Токугава Иэясу подарил семье Хонъами Коэцу на севере-востоке от Киото. Там Хонъами Коэцу организовал поселение ремесленников из буддийской школы Нитирэн, создавших произведения, непревзойденные по разнообразию и качеству. Хонъами Коэцу был хорошо знаком с придворным искусством эпохи Хэйан и каллиграфией начала XIV века и сумел творчески переработать опыт поколений в новый стиль. В художественной колонии работали не только художники, но и изготовители лаков, бумаги, кистей. Эти мастера, вдохновленные духом нового времени, создавали уникальные по уровню произведения, невиданные с эпохи Хэйан. Наглядным примером может служить коробочка для письменных принадлежностей с изображением Лодочного моста, в каких хранились палочки сухой туши, камень для ее растирания и кисти. Это произведение считается Национальным сокровищем Японии (см. Приложение – Рисунок 8).

С Хонъами Коэцу сотрудничал талантливый живописец Таварая Сотацу, который никогда не входил в творческое сообщество Коэцу. Он был замечательным живописцем, создавал изысканную декоративную бумагу и веера для аристократии. Совместная работа с Хонъами Коэцу и связь с коллекционерами, увлеченными искусством прошлых веков, привели художника к созданию целого мира поэтических образов путем интерпретации мотивов эпохи Хэйан. Во всех произведениях Сотацу присутствует красота окружающего его мира, сочетающаяся с эмоциональной напряженностью. Работы Коэцу и Сотацу отличаются взволнованностью и непосредственностью, что противопоставляет их более лиричным и мечтательным образам эпохи Хэйан[14].

Ранние лаковые изделия Коэцу отличаются консервативным подходом к трактовке образа, но к началу XVII века он вырабатывает индивидуальный стиль, основывающийся на использовании олова, свинца и других цветных металлов вместе с золотом и перламутром (см. Приложение – Рисунок 8). Он изучал японскую каллиграфию и стиль китайского каллиграфа IV века Ван Сичжу и стал одним из трёх лучших каллиграфов своего времени. Его талант распространялся на лак, живопись, поэзию, сады и  керамику.

Стиль школы Римпа окончательно сформировался полвека спустя посте творчества Коэцу и Сотацу братьями Огата Корин (1658 – 1716) и Огата Кэндзан (1663 – 1743). Их отец входил в художественную колонию Коэцу и воспитал своих сыновей в соответствии с художественными концепциями школы Римпа. Кэндзан был приверженец идеалов дзен-буддизма, ценил реальную красоту вещей и не принимал эстетику моно-но-аваре «печальное очарование вещей». Его стиль отличается силой, сдержанностью и уверенностью. Керамические изделия Огаты Кэндзана считаются вершиной художественного развития керамики Киото.

Талант Огаты Корина распространялся почти на все виды декоративно-прикладного искусства. Он расписывал ширмы, веера, кимоно, керамику и лак. Его произведениям свойственны смелость и виртуозность исполнения, он довел до предела асимметрию Коэцу и Сотацу. Характерная особенность его творчества – непосредственный интерес к реальности, к природе. Корин испытал сильное влияние Сотацу, видя в нем идеал. В своих лаковых изделиях он часто использовал перламутр, золотые и серебряные пластины, часто покрывавшие половину лаковой поверхности (см. Приложение – Рисунок 11, 15, 16) .